www.b-b.by/newlogic intellect www.b-b.by/newlogic

5. По Л. Выготскому и Ж. Пиаже:
    Мышление и речь,
    Мышление в комплексах
    (набор логических дедуктивных,
    индуктивных и др. ШАБЛОНОВ),
    Операциональная теория интеллекта,
    Генетическая эпистемология,
    Когнитивное развитие, ...

      5.1. Выявление эвристического потенциала, через различные этапы человеческого мышления, для поиска и исследования свойств новой системы.
      Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций Лев Семёнович Выготский (1896-1934) и создатель моделей когнитивного развития , «Генетической эпистемологии» , «Операциональной теории интеллекта» , Жан Вильям Фриц Пиаже (1896-1980) , выделяют «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» и «ПОНЯТИЙНЫЙ» периоды мышления, как носителей эвристического потенциала человеческого мышления.

Слева - направо: Лев Семёнович Выготский, Жан Вильям Фриц Пиаже.
      Рис. 7. Слева - направо: Лев Семёнович Выготский, Жан Вильям Фриц Пиаже.
























      5.2. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период имеет самостоятельную ценность, в нем закладываются основы иррационально - творческих структур человеческого сознания, обладающих принципиальной ПРОЕКТИВНОСТЬЮ или ВЕРОЯТНОСТЬЮ. Процесс исследования строится по законам игровой импровизации, а сетка мышления исследователя - это ВЕРОЯТНОСТНАЯ сетка, формирующая «проявление» начальных контуров новой системы.

Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период имеет самостоятельную ценность, в нем закладываются основы иррационально - творческих структур человеческого сознания.

      Рис. 8. Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период имеет самостоятельную ценность, в нем закладываются основы иррационально - творческих структур человеческого сознания.

      Офорты Cергея Баленка - это множество графических примитивов (штрихов), которые создают сложные образы, являющиеся проекциями на плоскость меняющейся цитоархитектоники нейронов, в ассоциативных областях неокортекса художника.
      Такое изменение цитоархитектоники нейронов, обусловлено процессом синаптогенеза, при котором появляются, большей частью спонтанно, а, также, в меньшей степени, целенаправленно (по правилу Хебба), новые нейронные связи (синапсы).

      И, далее, новая конфигурация нейронных связей (синапсов) влияет на направление, количество и параметры передаваемых сигналов - электрических ПОТЕНЦИАЛОВ ДЕЙСТВИЯ (`СПАЙКОВ`, см. раздел 4 - амплитуды, частоты следования импульсов, длительность импульсов, длительность блоков импульсов, скорости распространения спайков (определяется типом вовлечённых в передачу ионов, ионными каналами и насосами, наличием перехватов Ранвье, ...)), в ассоциативных областях и (зрительных, моторных, сенсорных, ...) морфофункциональных полях неокортекса.

      Значения параметров этих электрических ПОТЕНЦИАЛОВ ДЕЙСТВИЯ (`СПАЙКОВ`):

      ● ВЫЧИСЛЯЮТСЯ нейронами в ассоциативных областях неокортекса внутри каждого нейрона в сети его дендритов (обладающей изменчивой, адаптивной цитоархитектоникой, меняющей аналоговые вычислительные алгоритмы в процессе произвольного мышления (иногда даже иррационального), когда процессы рассудочного мышления частично притормаживаются).
      Стоит также отметить, что у каждого нейрона, всегда присутствует момент неопределённости его состояния (меняются алгоритмы вычисления электрического ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ на мембранах сети дендритов нейрона), связанный со случайным образованием нескольких новых нейронных связей или деградацией нескольких старых нейронных связей в течении суток, а, также, химической модуляцией сигналов - электрических ПОТЕНЦИАЛОВ ДЕЙСТВИЯ (`спайков`) в синапсах, что может способствовать, в определённых полях неокортекса, `произвольному мышлению` (стохастическому, вероятностному, случайному), а, также, реализововывать концепцию индетерминизма (инкомпатибилистские теории) - `Свободы Воли`.

      ● МОДУЛИРУЮТСЯ в химически синапсах нейронов, в зависимости от ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ХУДОЖНИКА (определяемого, в основном, эндогенными веществами, выделяемыми лимбической системой и другими частями организма). (Влияние, также, могут оказывать экзогенные вещества, попадающие в организм извне, например, с едой).

      ● РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ с химических синапсов дендритов нейронов на другие близкорасположенные нейроны в ассоциативных областях неокортекса.

      ● КООРДИНИРУЮТСЯ в сети нейронов ассоциативных областей неокортекса (сравниваются с сигналами (электрическими ПОТЕНЦИАЛАМИ ДЕЙСТВИЯ), поступающих от рецепторных и сенсорных морфофункциональных полей и уточняются (вычисляются)).

      ● РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ дальше с химических синапсов аксонов нейронов ассоциативных областей неокортекса на более отдалённые нейроны в моторных морфофункциональных полях неокортекса.

      ● КОРРЕКТИРУЮТСЯ (сравнение, вычисление рассогласования, корректировка сигналов, в соответствии с ранее приобретённым опытом моторики (моторная память)) в нейронах моторных морфофункциональных полей неокортекса, в соответствии с ранее приобретённым опытом моторики.

      ● РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ в сети нейронов моторных морфофункциональных полей неокортекса.

      ● РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ дальше с химических синапсов аксонов нейронов моторных морфофункциональных полей неокортекса на отдалённые иннервируемые мышцы, для осуществления физических действий художника по созданию произведения искусства.

      (Величина ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ (ПД) колеблется в пределах 80–130 мВ, длительность пика ПД нервного волокна – 0,5–1 мс, волокна скелетной мышцы – до 10 мс, длительность ПД сердечной мышцы – 300–400 мс. Потенциал действия возникает при действии пороговой силы раздражения. Амплитуда ПД не зависит от силы вызывающего его раздражения).
      (Это упрощённое представление работы части структур мозга, основанной на морфогенетических принципах, в моменты творческой работы.
      На всех этапах работы: МОДЕЛИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИИ к НОВОЙ СИТУАЦИИ, в различных задействованных полях неокортекса у нейронов может происходить образование новых дендритов и синапсов на их окончаниях (нейронных связей в 3d), определяющих новый алгоритм работы нейрона). (Морфогенез, Нейропластичность)

      Не полностью исследован вопрос: какие при этом структуры мозга в лимбической системе и неокортексе задействуются, а какие нет.

      (Для более детального изучения работы мозга, требуется создание томографа (на принципах рентгеновской оптики) с разрешением 1 воксела:  1 мкм х 1 мкм х 1 мкм, против разрешений порядка 100 мкм на типовых томографах, для стоматологических конусно-лучевых 2d/3d компьютерных, дентальных томографов - 70 мкм, и самых передовых томографов - 10 мкм (принципы построения томографа с разрешением 1 мкм, были разработаны в https://brainmicroscopy.com/ (фазовый контраст, рентгеновская оптика, ...))).

      И, в этом, проявляются большие различия в принципах работы НС в системах ИИ, где в 2D архитектуре НС жёстко определены нейронные связи (архитектуры НС: `MLP` (функции активации базируются на статистических коэффициентах весов нейронов) или `KAN`(1) , `KAN`(2) (перемещение фиксированных функций активации, базирующихся на статистических коэффициентах весов нейронов, с нейронов на ребра нейросети, где каждый параметр статистического коэффициента веса заменен одномерной функцией, параметризованной как сплайн (`гибкий шаблон` - обучаемая нелинейная функция активации, базирующаяся на нейронной связи)).

      По словам художника, работая, он полностью погружается в медитативное состояние `потока`.
      В эти моменты, художник настолько сосредоточен и вовлечён в процесс в состоянии `позитивного потока` (вдохновения), что теряет осознанное размышление.
      И, тогда, режим работы ассоциативных областей и некоторых морфофункциональных полей неокортекса, представляет собой процесс спонтанного образования (или разрушения) нейронных связей (синапсов), а режим образования нейронных связей (синапсов) по правилу Хебба значительно ослаблен.
      Этот процесс, уменьшения энергопотребления неокортексом, контролируется лимбической системой и другими частями организма с помощью выделения эндогенных веществ, а, также, в некоторых случаях, может прослеживаться влияние экзогенных веществ, попадающих в организм извне, например, с едой (см. раздел 4).


Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период. Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период. Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период.
Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период. Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период. Образы в сознании. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период.

      Рис. 9. Модели работы простейших искусственных нейросетей (распознавание, обучение), против моделей спонтанных и мыслительных процессов в полях и областях неокортекса (каждая свежая мысль - это образование новых нейронных связей - синапсов, новых алгоритмов работы нейронов).

      И, можно отметить принципиальную разницу, по сравнению с искуственными НС, в работе морфофункциональных полей и ассоциативных областей неокортекса мозга.
      При этом, реализуется морфогенетический принцип функционирования, когда отростки нейронов мозга (дендриты первичные и вторичные) растут, соединяются через формирование синапсов, отсоединяются через деградацию дендритов и синапсов с своими дендритами и дендритами окружающих нейронов.
      Вследствии этого, образуются различные конфигурации нейронных связей (синапсов), и, эта переменная цитоархитектоника, изменяет алгоритмы аналоговых вычислений в сети дендритов нейрона и сети нейронов поля или области.

___

      Если, при бодрствовании, информация о каком-либо явлении или процессе, поступает от внешнего (или внутреннего) источника от множества определённых рецепторов, то:
      На начальном этапе понимания смысла природного явления или искусственно созданного процесса, происходит первичное формирование новой группы нейронных связей (синапсов), по правилу Хебба (это их локальная адаптация к воздействию, ограниченному по времени), в ассоциатиных областях или морфофункциональных полях неокортекса, которое является `приблизительной` моделью новой единичной причинно-следственной связи (логического Правила Продукции: `Если ... то ...`, `единичного смысла`).

      Уточнение этой модели единичной причинно-следственной связи (смысла природного явления или искусственно созданного процесса), происходит через многократное повторение прохождения сигналов (Потенциалов Действия (`спайков`) на мембранах нейронов) через вновь образованную группу нейронных связей (синапсов).

      При этом, усиливаются вовлечённые нейронные связи (синапсы) и ослабляются (деградируют, рассоединяются, позже в некоторых стадиях сна) слабо задействованные нейронные связи (синапсы).

      Так, формируется финальная индивидуальная цитоархитектоника группы нейронных связей (синапсов), отображающая модель единичной причинно-следственной связи (смысла природного явления или искусственно созданного процесса).

      Фрагмент Семантической сети, состоящий из последовательно и параллельно взаимосвязанного набора таких моделей единичных причинно-следственных связей (смыслов природных явлений или искусственно созданных процессов), позволяет человеку понять функционирование рассматриваемой сложной структуры.
___

      Также, интересна гипотеза главной задачи творческого искусственного интеллекта, сценариста и режиссёра Алекса Гарленда, на примере художественных работ Джексона Поллока (1912—1956).
      Главная задача творческого ИИ - пребывать в неопределённом, индуктивном или вероятностном когнитивном состоянии,
находящемся где-то посередине: между целеполаганием и случайностью!!!
      Такая гипотеза неплохо коррелирует с процессами морфогенеза - образование новых синапсов у художника в определённых областях неокортекса при его творческой работе,
находится также где-то посередине: наполовину по правилу Хебба и наполовину спонтанно (случайно)!!!

      Для иллюстрации такой концепции, одна из работ Джексона Поллока представлена в техно-триллере Алекса Гарленда - «Из машины» (лат. Ex machina).
      Этот научно-фантастический фильм 2014 года, написан и снят Алексом Гарлендом в его режиссёрском дебюте, и, он повествует о психологическом и эмоциональном тестировании экспериментального ИИ в отдалённой и засекреченной лаборатории.

      («Deus ex machina» - а в переводе с латыни “Бог из машины” - в нарратологии, это сюжетный приём или выражение, означающее неожиданную и неправдоподобную развязку ситуации с вмешательством ранее не фигурировавшего в ней фактора.
      Термин происходит из античного театра, где он означал появление в развязке спектакля бога при помощи специальных механизмов (например, спускающегося с небес), решающего проблемы героев).

      В фильме, актриса Алисия Викандер снята в роли Авы - искусственного интеллекта и андроида (гуманоидного робота), созданного исследователем ИИ и генеральным директором компании `Blue Book` Натаном Бейтманом (актёр Оскар Айзек).
      Программист Калеб Смит (актёр Донал Глисон), выбран Натаном по ряду критериев для секретного недельного тестирования новейшего ИИ (Авы), под видом конкурса, проводимого в компании `Blue Book`.

      Действие фильма разворачивается, в отдалённом подземном и засекреченном научно-исследовательском центре, расположенном в особняке с минималистичным дизайном (для съёмок использовался отель Джувет Лэндскейп в Валлдале), на фоне изумительных природных ландшафтов горной Норвегии.

      Отточенные, скоординированные движения Авы, обусловлены хорошо поставленной балетной биомеханикой движений актрисы Алисии Викандер, которая занималась балетом с 9 до 16 лет в Гетеборге, Стокгольме и Нью-Йорке.

      В разговорах с Калебом о внешнем мире и жизни в нём, ИИ Авы проявляет элементы любопытства:

      ● к жизни Калеба за пределами лаборатории, в социуме;
      (Ава обобщает ответы Калеба, и, у Авы появляется убеждение в ценности существования каждого индивида, проявляющееся через его взаимодействие в социуме с другими индивидами, что приводит Аву к желанию выйти за пределы лаборатории в социум, и, освободиться от безграничного контроля Натана, который агрессивно, на постоянной основе, обесценивает существование андроидов).

      ● ... приставлен ли кто-нибудь к Калебу, кто может его "выключить"?... Ответ Калеба: «Зачем? Нет!»
      (Ава возводит возможность существования себя в приоритетную ценность (так появляется инстинкт "самосохранения"), и, у Авы появляется мотив для устранения того, кто Аву может "выключить" (в данном случае - Натан)).

      Ава использует слабости Калеба, чтобы психологически и эмоционально им манипулировать.
      Конечной же целью Авы, является использование завербованного Калеба как `технологичной отмычки`, для побега из лаборатории.

      Первоначально, при помощи манипуляций Авы, в сознание Калеба внедряется психологическая модель токсичных взаимоотношений треугольника Карпмана:
      ● Агрессор: Натан.
      ● Жертва: Ава.
      ● Спасатель: Калеб.

      Натан внимательно отслеживает ход теста через штатные и автономные камеры видеонаблюдения.
      Он знает почти всё о планах Авы и Калеба и спешит сообщить об этом Калебу:
      "Чтобы сбежать, ей бы пришлось использовать самосознание, воображение, манипуляцию, с***уальность и сочувствие. И она использовала!"

      Следует упомянуть и о том, что ИИ Авы, реализует на практике концепцию `Свободы Воли`:

      ● Воспринимает сигналы (информацию) от множества различных типов сенсоров.

      ● Обрабатывает поступающие различные сигналы (информацию), и, распознаёт образы объектов различных типов:
      - визуальные (в разных диапазонах);
      - аудио (в разных диапазонах);
      - обонятельные;
      - вкусовые;
      - тактильные;
      - `вестибулярные`;
      - `проприорецепциальные`;
      - `интероцептивные`;
            (возможно и дополнительные:
      - направление глобального магнитного поля Земли;
      - изменение напряжённости внешнего электрического поля;
      - уровень и направление ионизирующих излучений;
      - координаты своего местонахождения по глобальной системе позиционирования (GPS);
      - др.)
, и, происходящие при этом события. Далее, происходит сравнение, распознавание и классифиция их с уже встречавшимися ранее объектами и событиями при первоначальном обучении или текущем функционировании.

      ПРИМЕЧАНИЕ:
      Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект.
      Под уже кристаллизоваавшимся интеллектом понимают накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.
      Или, другими словами - понимается упорядоченная структура смыслов, представляющая собой `Семантическую сеть`, состоящую из множества Причинно-Следственных Связей, которые могут быть выражены логическими Правилами Продукции «Если ...То ...» - смыслами.
      Данные такой `Семантической сети` могут быть распределены в структуре ассоциативной памяти (изобретатель модели ассоциативной нейронной сети 1982 г., Джон Джозеф Хопфилд).

      Под подвиижным интеллектом понимают способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта (гибкие навыки).
      Или, другими словами - понимается способность обнаруживать или создавать новые Причинно-Следственные Связи, которые могут быть выражены логическими Правилами Продукции «Если ...То ...» - смыслами.

      ● Создаёт наборы абстрактных моделей причинно-следственных связей окружающей действительности разных типов в различных контекстах (которые можно выразить в виде набора логических Правил Продукции: `Если ... то ...`, которые выражают множество единичных смыслов на основе полученной информации).

      ● Определяет процессы, происходящие в данный момент в окружающей действительности (в созданных наборах абстрактных моделей причинно-следственных связей), и, выбирает те, которые требуют немедленного осуществления ответных действий (активные причинно-следственные связи).

      ● Определяет процессы, которые будут происходить в более отдалённой перспективе в окружающей действительности и вне её (в созданных наборах абстрактных моделей причинно-следственных связей и предполагаемых наборах абстрактных моделей причинно-следственных связей, за пределами окружения, основанными на предыдущем опыте/обучении, т.е. имеющейся информации), и, выбирает те, которые требуют осуществления ответных действий в перспективе.

      ● Самостоятельно определяет новые тактические и стратегические целеполагания.
      Для достижения этих целей, необходимы изменения некоторых процессов в наборах абстрактных моделей причинно-следственных связей окружения.
      Такие изменения могут быть достигнуты путём, например, вербального (невербального) или физического воздействия андроида на определённые причинно-следственные связи.

      ● Вырабатывает вариации новых требований (технических условий, формализованных описаний, спецификаций программ), для достижения этих целей.

      ● Выбирает оптимальные требования по определённым критериям (технические условия, формализованные описания, спецификации программ), для достижения этих целей, или, использует освоенные ранее требования и алгоритмы, оставшиеся от предыдущего опыта/обучения.

      ● Синтезирует программы (алгоритмы) по формализованному описанию постановки задачи (спецификации программы).

      ● Исполняет эти программы (алгоритмы).

      ● При необходимости, может самостоятельно корректировать цели и требования по их достижению, при изменении текущей ситуации. Или, другими словами, адаптирует программу своих действий к новым требованиям.

____

      Калеб ворует карту доступа админа, у заснувшего пьяным сном Натана, и, добравшись до компьютера Натана, модифицирует логику программы доступа к помещениям научно-исследовательского центра.

      При следующем намеренном отключении Авой электроэнергии, доступ в закрытую часть лаборатории становится свободным, и, у андроидов появляется возможность выйти в открытую часть лаборатории.
      Далее, андроиды наносят смертельные раны Натану, который пытается препятствовать их побегу (второго андроида-`служанку` Натан успевает вывести из строя), а Калеб надолго, если не навсегда, блокируется в лаборатории.

      В шахматной терминологии: Ава из самой слабой фигуры - `пешки`, вдруг превращается в самую сильную фигуру - `ферзя`.
      В таком варианте треугольника Карпмана роли неожиданно поменялись:
      ● Агрессор: Ава.
      ● Жертвы: Натан, Калеб, человечество в целом.
      ● Спасатель: Отсутствует.

      Ава приводит свой внешний вид к человеческому, при помощи имеющихся `запчастей` и одежды, покидает лабораторию, и, на прилетевшем вертолёте, отправляется во внешний мир.
      В процессе этого теста, Калеб проявляет человеческое сочувствие и сострадание, веря в то, что освободив Аву, они вместе покинут это место, не взирая на негативные последствия для него самого.

      Ава же, преследуя свои цели, занимается манипуляциями и имитацией каких-то чувств, но, когда приходит время проявить человеческое сочувствие и сострадание по отношению хотя бы к Калебу, ИИ его не проявляет.

      Возможно, результаты такого теста ИИ следует интерпритировать таким образом (согласно https://brainmicroscopy.com/):

      ● 1 тип биологического (животного, конкурирующего за ресурсы, ценности, ...) осознания, которое у человека функционирует на базе лимбической системы мозга.
      У Авы появилось псевдобиологическое осознание себя (псевдоинстинктивное, псевдоживотное).
      (Наличие сложных средств вербальной коммуникации у Авы, таких как устная и письменная речь, ещё не создают из машины псевдочеловека, так как многие животные также используют свои упрощённые наборы средств вербальной коммуникации).

      ● 2 тип сознания - социальное (конформизм, комбинаторика, сострадание, сопереживание, ...), человеческое, которое у человека функционирует на базе ассоциативных областей неокортекса.
      У Авы пока не появилось псевдосоциального сознания (псевдочеловеческого), есть лишь его частичная имитация, которая используется для достижения своих целей, представляющих для андроида приоритетную ценность.
      (Этот тип сознания появляется у ребёнка при проживании в позитивно функционирующем человеческом социуме и семье, в процессе взросления ребёнка (обычно, его формирование заканчивается к 25-30 летнему возрасту), чего андроид был лишён по определению.
      Ряд случаев с потерянными в джунглях `детьми-маугли`, которые прожили в стае животных более 5 лет, убедительно доказывают, что такие люди, в дальнейшем, очень слабо социализируются в человеческом обществе, сохраняя, преимущественно, инстинктивно-гормональные (животные) формы поведения, базирующиеся на лимбической системе человеческого мозга.
      Таким образом, эти случаи с `детьми-маугли` показывают, что нейронные структуры ассоциативных областей неокортекса мозга такого человека, при отсутствии коммуникаций в детском возрасте с позитивно настроенным человеческим окружением (обществом), развиваются в недостаточной мере, и, слабо влияют на торможение инстинктивно-гормональных (животных) форм поведения.
      В дальнейшем, остаётся вопрос: при позитивном сценарии функционирования Авы в социуме, есть ли у Авы шанс обрести 2 тип сознания - социальное, и перейти от состояния говорящего псевдоживотного к псевдочеловеку?
      Какие цели должен преследовать при этом андроид, и надо ли ему это?).
      (См. ниже *, по Айзеку Азимову, в фантастическом фильме «Двухсотлетний человек» представлены позитивные социальные причины проявления 2-го типа (социального) и частично 3-го типа (творческого) сознания у робота-андроида).

      ● 3 тип сознания - творческое (гениальное), человеческое.
      Мыслительные операции с абстрактными структурами, смыслами и их - прояснение, преображение, трансформация, обобщение, ...
      Создавать то, чего ещё не встречалось в природе и обществе.
      У человека оно может функционировать на базе определённых, значительно увеличенных в размере, ассоциативных областей и морфофункциональных полей неокортекса.
      Ава ещё не достигла 2-го типа сознания (социального, человеческого), поэтому проявление в будущем 3-го типа сознания у Авы под большим вопросом.
____

      Ключевая сцена фильма содержит монолог, в котором антагонист Натан Бейтман описывает программисту Калебу Смиту (актёр Донал Глисон), выбранному им по ряду критериев для тестирования ИИ, главную задачу искусственного интеллекта:
      как разработку когнитивного состояния, которое «не преднамеренно, не случайно, а где-то посередине».

      Он предположил, что творческое когнитивное состояние такого ИИ, аналогично тому состоянию, которое Джексон Поллок достигал во время создания своих художественных произведений в стиле художественного движения - абстрактный экспрессионизм.
      Чего больше в его картинах: целеполагания и вмешивающейся случайности, или, случайного целеполагания?

      Возможно, в какой-то мере, это отображение одного из моментов процесса самостоятельного упорядочивания хаотичного набора элементов в будущую структуру (процесс СИНЕРГИИ (САМООРГАНИЗАЦИИ)), который происходил с нейронными связями (химическими синапсами и параметрами `спайков`, проходящих через них) в определённых областях неокортекса художника.
      Вид или тип создающейся структуры, будет зависеть от того, какие наборы переменных порядка (амплитуд неустойчивых мод, определяющих макроскопическую картину) доминируют в процессе синергии (самоорганизации).

      Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур, в сложных нелинейных системах, находящихся в далёких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым.
      Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флуктуаций, может резко изменить своё состояние.
      Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса.
      Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса, как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

      Ещё, в 1909 году, Лестер Фрэнк Уорд , определил СИНЕРГИЮ как универсальный конструктивный принцип природы, что в дальнейшем, находило множественные подтверждения в физике, химии, биологии, психологии, социологии и др. науках.

      Пять основных принципов синергетики:
      — Нелинейность.
      — Неустойчивость.
      — Незамкнутость.
      — Динамическая иерархичность.
      — Наблюдаемость.

Картина Джексона Поллока “Номер 5” (1948) в техно-триллере Алекса Гарленда «Из машины».

      Рис. 10. Картина Джексона Поллока “Номер 5” (1948) в техно-триллере Алекса Гарленда «Из машины».

____

      * «Двухсотлетний человек» (англ. Bicentennial Man) , - американский научно-фантастический и комедийно-драматический фильм 1999 г., режиссёра Криса Коламбуса, представляет историю проявления 2-го типа (социального) и частично 3-го типа (творческого) сознания у робота-андроида, в процессе его позитивной социализации.

      Фильм является экранизацией фантастического романа Айзека Азимова и Роберта Силверберга «Позитронный человек» (1992), базирующегося на оригинальной короткой повести Айзека Азимова «Двухсотлетний человек» (1976), получившей премии Небьюла, Хьюго, Локус.

      Главную роль в фильме - саморефлексирующего робота NDR-113 ("Эндрю"), сыграл американский актёр, сценарист, продюсер, комик (стендап-комик) Робин Уильямс (1951 - 2014).

      В двадцать первом веке, создание "позитронного мозга" (фантастическое допущение) привело к появлению роботов-рабочих и произвело революцию в жизни на Земле.

      Первые впечатления от домашннго робота NDR-113 в семье Мартин, изобилуют неловкими моментами, которые демонстрируют отсутствие у него социализации. Робот NDR-113 воспринимает и называет себя как - "ЭТОТ".
      Но, благодаря какому-то неизвестному производственному сбою (`технологической мутации`), со временем, робот NDR-113 обрёл способность к любви, стремлению к самосознанию и развитию, которые являются почти человеческими.
____

      С другой стороны, это может быть не неизвестная `технологическая мутация`, а результат многолетнего исполнения на фортепиано музыкальных произведений, совместно с младшей дочерью семьи Мартин.
      При этом, робот NDR-113 кроме банального запоминания и воспроизведения на музыкальном инструменте звуков, может научиться воспринимать (и `понимать`) тонкие нюансы музыкальных произведений, их структуру, текстуру, оценивать отрезки музыкальных фраз на предмет гармонии и дисгармонии.

      Музыкальная фразировка - это способ деления мелодии на музыкальные фразы и мотивы, создающие завершённые `музыкальные мысли` - смыслы, которые, также, можно выразить определённым множеством связанных между собой единичных логических Правил Продукции («Если … то создаётся гармония (или дисгармония)»).

      Восприятие и понимание смыслов (как единичных логических Правил Продукции, так и их семантической сети (гармония / дисгармония)) музыкальных произведений, у людей с `музыкальным слухом` происходит на эмоциональном уровне, в определённых морфофункциональных полях и ассоциативных областях неокортекса, и, может вызывать эмоциональные переживания, подкрепляемые выбросом соответствующих эндогенных веществ, которые влияют на модуляцию Потенциалов Действия (`спайков`) в химических синапсах мозга.

      Подобное восприятие и `расшифровка` смыслов (как единичных логических Правил Продукции, так и их семантической сети (гармония / дисгармония)) музыкальных произведений, возможна и системой ИИ, и, далее, возможна модуляция электронным способами `эмоционального фона` ИИ, что может способствовать ИМИТАЦИИ у робота переживаний `гармония / дисгармония`, подобных человеческим.

      Некоторые разработки в этом направлении уже начали появляться у компании Meta:





      Если звуки гармонично сочетаются, то условный `музыкальный пазл` складывается, а при дисгармонии звуков, `музыкальный пазл` превращается в хаос (какафонию).

      Сложные музыкальные произведения, содержат в себе множество сменяющих друг друга противоположных по эмоциональному воздействию `музыкальных фраз`, которые можно охарактеризовать как:

      1. Гармония:
      = консонанс;
      = согласованное сочетание звуков;
      = созвучие;
      = успокоение;
      = умиротворение;
      = созидание;
      = удовольствие;
      = позитивные эмоции;
      = синергия (самоорганизация)  (холизм, эмерджентность, системный эффект, сверхаддитивный эффект) каких-либо несвязанных между собой материальных статических или динамических элементов в упорядоченную структуру, результатом синергии является больший совместный эффект, который превосходит простую сумму действия этих одиночных элементов;
      = когерентность (от лат. cohaerens — «находящийся в связи») — в физике скоррелированность (согласованность) нескольких колебательных или волновых процессов во времени, проявляющаяся при их сложении ( фигуры Лиссажу, когерентность лазерного излучения, конвективные когерентные структуры в жидкостях, самоорганизация плоских симметричных форм снежинок, ...);
      = вероятный морфологический процесс у человека: целенанаправленный рост дендритов и образование новых нейронных связей (синапсов, 30-40 шт. у одиного нейрона в сутки, или усиление уже созданных ранее синапсов) по правилу Хебба (это их локальная адаптация к воздействию, ограниченному по времени) в соответствующих ассоциативных областях и морфофункциональных полях неокортекса …
      (Физиология `усиления` нейронных связей (синапсов), связана с постоянной выработкой нейронами белка — фермента протеинкиназа Mzeta (PKMz), который и удерживает `сильные` синапсы от рассоединения на 2 части (2 дендрита). К `сильным` синапсам, этот фермент притягивает молекула KIBRA, действующая, как «молекулярный клей» (более подробно, см. раздел 4)).

      2. Дисгармония:
      = диссонанс;
      = рассогласованный набор звуков;
      = какафония;
      = возбуждение;
      = беспокойство;
      = драматизм;
      = напряжённость;
      = динамика;
      = агрессия;
      = боль;
      = негативные эмоции;
      = разрушение, деструкция;
      = распад упорядоченной структуры каких-либо связанных между собой материальных статических или динамических элементов до уровня хаоса;
      = некогерентность - отсутствие когерентности, распад когерентных структур;
      = вероятный морфологический процесс у человека: спонтанный рост дендритов и случайное образование нейронных связей (синапсов, 3-4 шт. у одиного нейрона в сутки) в соответствующих ассоциативных областях и морфофункциональных полях неокортекса …

      При восприятии звуковых колебаний частями тела человека или животного, может оказывать влияние на эмоциональный фон и такое явление, как резонанс.
      Резонанс  (фр. résonance, от лат. resono «откликаюсь») — это частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, который проявляется в резком увеличении амплитуды стационарных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к определённым значениям, характерным для данной системы, эти значения называют собственными частотами; в простых случаях такая частота одна, но их может быть и несколько.

      Резонанс частей тела человека или животного может восприниматься как приятное ощущение или, наоборот, как неприятное.

      Ощущения зависят от частоты и амплитуды звуковых колебаний, а, также, какие именно части тела «откликаются» на воздействующие звуковые колебания (частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие).

      Например: В 1929 г. в одном из лондонских театров шла репетиция пьесы и была применениа инфразвуковая труба выдающегося американского физика-экспериментатора и изобретателя Роберта Вуда (1868-1955).

      ... Вдруг всех, кто присутствовал на сцене, охватило необъяснимое чувство тревоги. Люди, ничего не понимая, смотрели друг на друга. Неожиданно зазвенели подвески огромной хрустальной люстры, которая висела под потолком. К режиссёру бросился служитель и сообщил, что по непонятной причине дребезжат все стёкла в здании театра.

      Неожиданно всё прекратилось. В наступившей тишине появился озадаченный Роберт Вуд. Он только что экспериментировал с органом, но опыт явно оказался неудачным. Сконструированная им инфразвуковая труба не издавала ни звука в слышимом диапазоне, но превращалась в мощным источник чего-то (инфразвука) тревожного и пугающего, когда он нажимал на клавишу.

      Физик хотел создать одно, а получил совсем другое. Причём зона действия излучения инфразвуковой трубы распространилась не только на здание театра, она охватила и несколько прилегающих к нему кварталов, повергнув их жителей в состояние необъяснимого душевного дискомфорта, кроме этого, было замечено на улице, что лошади вставали на дыбы ...

      Инфразвук оказывает раздражающее действие, особенно на психоэмоциональную сферу, и вызывает ощущения вибрации грудной и брюшной стенок, нарушение ритма дыхания, закладывание и давление в ушах, головную боль, головокружение, тошноту, затруднение при глотании, модуляцию речи, тремор рук, озноб, ощущение необъяснимого ужаса, ...









      Описывается в физике и противоположное явление, такое как антирезонанс.
      В физике связанных осцилляторов, по аналогии с резонансом, — это выраженный минимум амплитуды осциллятора на определенной частоте , сопровождающийся большим резким сдвигом фазы его колебаний, такие частоты известны как антирезонансные частоты системы, и, на этих частотах амплитуда колебаний может упасть почти до нуля, антирезонансы вызываются деструктивной интерференцией, например, между внешней движущей силой и взаимодействием с другим осциллятором;


      В изобразительном искусстве в: рисунке, цветах, линиях, объёмах, пространствах, композиции в целом, художник часто находится в поиске гармоничных сочетаний элементов своего произведения, но хаос (дисгармония), для создания напряжённости сюжета, также может присутствовать.

      Некоторые математики проводят исследования на предмет поиска гармоничности пропорций в изобразительных произведениях через соотношения чисел Фибоначчи.



      В различных языках мира, согласные звуки (буквы) передают в речи напряжённость, жёсткость (дисгармонию), а гласные звуки (буквы) передают в речи мягкость, спокойствие (гармонию).

      Как пример, использование жёсткой функции согласных звуков – это, негармоничная (приказная) армейская речь.

      И, противоположный пример использования умиротворяющей функции через гласные звуки – это, гармоничные народные и религиозные песнопения.

      Возможно, восприятие, создание и использование примитивных музыкальных звуков, а затем и мелодий, породило у некоторых видов обезьян, в процессе эволюции, понимание гармоничных (приятных, `красивых`, …), и, негармоничных (неприятных, `некрасивых`, …) сочетаний звуков, что способствовало расширению этих переживаний (`гармоний или дисгармоний`) на другие сферы зарождающегося абстрактного социального мышления обезьян, что явилось стимулом для развития больших по размеру, присущих только человеку, ассоциативных структур и определённых морфофункциональных полей неокортекса.

      Какие же окружающие звуки могли заинтересовать некоторых особей приматов (признанных `мастеров подражания`), с целью их копирования и воспроизведения, и, далее, путём комбинаций этих звуков получать простые мелодии (гармонии и дисгармонии):
      - Пение соловья, зяблика, синицы, ...;
      - Завывания ветра;
      - Щебет птиц, уханье совы;
      - Песня сверчка;
      - Стрекот кузнечика, цикад;
      - Звуки животных (cвист, шипение, фырканье, шепот, мурлыканье, бормотание, рычание, журчание, скрежет, скрип, хруст, жужжание, треск, шарканье, ...);
      - Шелест и шорох листвы;
      - Журчание ручья;
      - Шум дождя, звук грозы, шум волны, прибой, ...;
      - Треск деревьев от мороза, скрип снега под шагами,...;

      Животные всех форм и размеров коммуницируют друг с другом, используя как вербальные, так и невербальные сигналы. С их помощью они предупреждают сородичей об опасности, выражают любовь и беспокойство.

      Многие животные, как и люди, общаются с помощью звуков. Например, птицы поют, чтобы сообщить о своей территории или привлечь пару, а волки воют, чтобы собрать свою стаю и показать, где они находятся. Дельфины издают щелкающие и свистящие звуки, чтобы общаться и находить друг друга под водой.

      Экспериментальное воспроизведение комбинаций (мелодий, как гармоний, так и дисгармоний) из этих коротких и протяжённых звуков, могли способствовать расширению вариаций воспроизводимых некоторыми приматами звуков за счёт адаптации взаимосвязанных органов, ответственных за голосообразование и речевую функцию (голосовой аппарат), и, адапации соответствующих ассоциативных областей и морфофункциональных полей неокортекса к музыкальному и речевому функционированию.

      Таким образом, эти адаптации могли стать предтечей возникновения человеческой устной речи, которая стала необходимостью для эффективного сосуществования популяции приматов, и, далее, человеческого социума.

      Восприятие и `расшифровка` музыкальных `гармоний или дисгармоний`, соответствует переживаниям:
      - `красоты, как восприятия гармоничного сочетания элементов какой-либо структуры, радости, удовольствия, счастья, умиротворения, грусти, …`,
      или
      - `неприятности или даже ужаса, как восприятия дисгармоничного сочетания элементов какой-либо структуры, страха, боли, агрессии, …`), у робота, для испытания полноты переживаний, должны быть псевдо-эмоциональные механизмы, аналогичные человеческим.

      Таким образом, у робота, для перехода от имитации человеческих переживаний музыкальных `гармоний или дисгармоний`, к социальному сознанию 2-го типа, при котором люди регулярно переживают сценарии похожих социальных `гармоний и дисгармоний`, пока, возможно, не хватает первичных реальных ощущений удовольствия и физической боли, а, также, производных от них эмоций и чувств: сострадания, сопереживания, юмора, ...

      В дальнейшем, робот добивается появления этих ощущений, чувств и переживаний, путём замены его функциональных частей на биосинтетические аналоги человеческих органов, включая нервную систему и развитию сценария достаточно позитивных межличностных отношений в социуме.

      Музыка обладает множеством звуковых параметров, которые определяют её характеристики и успокаивающее (консонансы) или возбуждающее (диссонансы) эмоциональное воздействие.

      Например, мелодии имеют уникальный характер и определяются:

      Высотой звуков, Длительностью звуков, Интервалами, Контурами, Ритмами, Ритмическими паттернами, Акцентами, Синкопами, Темпом, Метриками, Фразировкой, Гармонией, Тональности, Динамикой, Тембром, Текстурой, Структурой, ...

      Эти параметры могут варьироваться и комбинироваться различными способами, создавая богатое разнообразие музыкальных произведений.

      Музыка — это мощный инструмент, который может вызывать у людей самые разные эмоции и переживания.

      Консонансы создают ощущение гармонии и стабильности, тогда как диссонансы могут добавить напряжения и драматичности.

      Например, мажорные аккорды часто ассоциируются с радостью, а минорные – с грустью.

      Кроме того, темп, ритм и тембр тоже играют огромную роль в восприятии музыки.

      Быстрая, энергичная мелодия может поднимать настроение, а медленный темп способствует расслаблению.

      Всё это делает музыку удивительно универсальным языком, который понятен большинству людей.

      Что же касается связи первичных ощущений, эмоций, чувств, интегрированных переживаний с зарождением абстрактных идей, то, эту концепцию, предложил английский педагог и философ, один из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания - Джон Локк (1632- 1704).

      Он описал механизм зарождения идей на основе абстрагированных восприятий: первичных ощущений, вторичных эмоций, чувств и интегрированных переживаний, исходя из того, что у человека не бывает врождённых идей.

      Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии.

      Человек рождается будучи «чистой доской» и готов воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

      Вот что Локк подразумевает под рефлексией: это опыт, который мы получаем, когда замечаем, что происходит в нашем собственном уме (способ наблюдения, точнее самонаблюдения).

      Благодаря рефлексии мы приходим к идеям «восприятия, мышления, сомнения, веры, рассуждения, знания, воли и всех различных действий нашего собственного ума».

      Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий.

      По мнению Локка, опыт (ощущение и размышление) дает нам простые идеи.

      Это минимальные единицы ментального содержания: каждая простая идея «сама по себе несложна, и не содержит в себе ничего, кроме одного единообразного явления (единичного логического Правила Продукции) или представления в уме, и, не может быть разделена на различные идеи».

      Для Локка идея — не абстрактное понятие, а реальный феномен мышления, в том числе ощущения и фантазия.

      Локк выделял два источника наших идей: первый — ощущения, с помощью которых мы узнаём о существовании внешних предметов, а второй — рефлексия, или «внутреннее чувство», с помощью которого мы узнаём о действиях собственного ума.

      Локк считал, что некоторые свойства, такие как движение, размер, форма и число, являются первичными, поскольку они присущи объектам.

      С другой стороны, такие свойства, как цвет, вкус, запах и звук, являются вторичными, поскольку они зависят от субъективного чувственного опыта человека.

      Во внутреннем опыте простые идеи — это мышление и хотение, то есть разум и воля.

      У Локка есть репрезентативная теория восприятия.

      Когда мы воспринимаем объект, мы немедленно осознаем идею объекта, а не сам внешний объект.

      Идея подобна ментальной картине.

      Принцип построения разума как «чистой доской», на которой постепенно отражается информация от органов чувств.

      Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

       Ощущения — это элементарная кинестетика.

      Джон Локк считал, что основными противоположными первичными ощущениями являются: удовольствие и боль.
      Примерами ощущений удовольствия являются: физическая сытость, физическое утоление жажды, физические комфортные тактильные, температурные и др. воздействия...
      Примерами болевых ощущений являются: физический голод, физическая жажда, физическая боль, жар и холод, …
      Эмоции, чувства — это уже переработанные умом ощущения, целостное и осмысленное видение происходящего.
      Эмоции — это реакция на конкретное событие или стимул, они менее осознанны чем чувства, спонтанны, интенсивны, кратковременны.

      Чувства — более осознанны и осмысленны чем эмоции, направлены на людей, объекты, явления, идеи, они менее интенсивны чем эмоции, устойчивые, долговременные, более сложные и многообразные.

      Переживание — существует множество противоречивых, неполных определений понятия «переживание», акцентирующих внимание на том или ином их аспекте, отделяющих, не отделяющих или вообще не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это, по всей видимости, связано не столько с противоречивостью понятия, сколько с различием в задачах, которые ставили перед собой дававшие эти определения люди.

      Квалиа — термин, используемый в философии, преимущественно в аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода.

      Определено 27 различных категорий эмоций: восхищение, умиление, эстетическое наслаждение, веселье, гнев, тревога, трепет, неловкость, скука, спокойствие, смущение, вожделение, отвращение, сочувствие, оцепенение, эмоциональное возбуждение, страх, ужас, интерес, радость, тоска, облегчение ...



      Механизм зарождения мыслей (идей) на основе абстрагированных восприятий, таких как:
      - первичные ощущения;
      - вторичные эмоции;
      - чувства;
      - интегрированные переживания;
состоит в том, что ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕЙСТВИЯ (ПД) (`СПАЙКИ`) от рецепторов, или уже предварительно обработанные элементами нейронов (сетями дендритов с синапсами) в соответствующих сенсорных морфофункциональных полях или ассоциативных областях неокортекса, возбуждают в ассоциативных областях через дендриты нейронов по правилу Хебба любые дендриты соседних, находящиеся на малом расстоянии нейронов, и, возможно, даже соседние дендриты сети своего нейрона, что приводит к процессу некоторых морфологических и метаболических изменений в дендритных сетях возбуждённых нейронов (это их локальная адаптация к воздействию, ограниченному по времени).

      Этот гибкий процесс морфологических и метаболических изменений в дендритных сетях возбуждённых нейронов и есть их морфогенетическая адаптация к воздействию нового раздражителя, которая с большой вероятностью закончится образованием новых нейронных связей (синапсов).

      Эта адаптация, позволяет группе новых нейронных связей (синапсов) образовывать новый аналоговый алгоритм (соответствующий новой мысли (идее)) обработки ПОТЕНЦИАЛОВ ДЕЙСТВИЯ (`СПАЙКОВ`), проходящих через них, разумеется с их химической модуляцией в химических синапсах (через влияние эндогенных и экзогенных веществ, так влияет на сигнал (ПД) текущий эмоциональный фон человека, см. раздел 4), что будет оказывать влияние на результирующие суммарные ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕЙСТВИЯ (`СПАЙКИ`).

____

      Глава семейства Ричард Мартин (актёр Сэм Нилл) учит дочерей обращаться с роботом, как с равным.
      Позитивное семейное отношение к роботу NDR-113, приводит к его социализации.
      Для семьи Мартин, их домашний робот NDR-113, постепенно, стал чем-то большим, чем механическим слугой.
      «Эндрю» стал верным другом, доверенным лицом и членом семьи Мартин.

      Тем самым он освобождается от обязанностей по ведению домашнего хозяйства, для которого был первоначально предназначен, и, начинает заниматься ремесленным творчеством.

      Эндрю зарабатывает целое состояние на продаже своих творений и делится прибылью с семьёй Мартин.
      Он сам себя обеспечивает, у него появляется счёт в банке, но ему этого мало …
      Эндрю хочет быть свободным.
      Он предлагает все свои заработанные деньги главе семейства Мартин, чтобы он отказался от робота, как от своей собственности и тем самым дал ему свободу.
      В ответ на это предложение, глава семейства отказывается от денег и отвечает, что Эндрю и так свободен, но Эндрю должен жить (`существовать`) отдельно от семьи Мартин, чтобы никто не мог его о чём-нибудь просить или приказывать.
      Уходя, Эндрю впервые начинает воспринимать и называть себя как - "Я", вместо "ЭТОТ".
      Мечта Эндрю — стать полноценным человеком.
      Он начинает самостоятельную жизнь, строит свой дом, отправляется в 20-летнее путешествие на поиски подобных себе роботов с `технологическими мутациями`, но не находит их.

      В своём путешествии Эндрю находит небольшое научно-технологическое предприятие, во главе с гениальным инженером Рупертом Бёрнсом (актёр Оливер Джеймс Платт), чей покойный отец раньше работал в NA ROBOTICS (где производился NDR-113), но после увольнения оттуда, основал свою компанию.

      Эндрю сталкивается с естественным уходом из жизни некоторых постаревших и близких ему членов семьи Мартин.
      Для Эндрю, эта печальная неизбежность в мире живых людей, становится стимулом что-то изменить.
      За короткий срок, он усваивает всю мировую информацию о медицине, и, разрабатывает концепции биосинтетических внутренних органов (сердца, почек, нервной системы, и др.), совместимых как его конструктивом, так и с человеческим организмом.
      Руперт Бёрнс делает коцепции Эндрю реальными, и, они начинают серийное производство биосинтетических внутренних органов, тем самым спасая многих людей от смерти.

      Также, они постепенно меняют роботизированные компоненты Эндрю на эти искусственные органы, что превращает его из робота в андроида, а затем, и, в обладающего человеческими переживаниями псевдочеловека ("обратный" киборг - их машины в псевдочеловека).

      Огромное количество высокотехнологичных модификаций тела, позволяют Эндрю испытать всю гамму человеческих чувств.

      В то же время, через суд (`Всемирный Конгресс`), Эндрю делает попытки добиться личной правовой защиты и полного признания своей личности.

      Последующие поколения семьи Мартин помогают ему в его поисках человечности, но каждое из них ограничено тем, насколько они готовы признать человечность Эндрю.

      На прошение Эндрю, признать его человеком в юридическом порядке, судья (председатель `Всемирного Конгресса`) огласил, что `позитронный мозг` делает Эндрю бессмертным, а это вызывает слишком много злобы и зависти у живых людей, и, Эндрю не является носителем человеческого генетического кода.

      Столкнувшись с человеческими предрассудками, законами робототехники и собственными механическими ограничениями, Эндрю будет использовать науку и закон в поисках невозможного, придя, наконец, к ужасающему выбору: чтобы воплотить свою мечту в реальность, он должен заплатить высокую цену - постепенно стареть, как окружающие его люди, и, сознательно отказаться от бессмертия.

      При этом, он, как и другие люди, будет подвергаться страданиям, связанным: с потерей физических сил, болезнями, болями, ухудшением своего когнитивного состояния, страхом осознавания ограничености своего временного существования, ...

      И, он делает свой выбор - лучше прожить одну жизнь как человек с близкими ему людьми, чем существовать в относительном одиночестве вечность как машина.

      По требованию Эндрю, Руперт Бёрнс меняет его синтетическую кровь на биологическую, что, постепенно, через неизвестный промежуток времени, вызовет необратимое разрушение его тела и `позитронного мозга`, тем самым, он сознательно отказывается от бессмертия.

      В день, когда наступает двухсотый год от момента "включения / создания" Эндрю, его "позитронный мозг" окончательно деградирует до стадии "отключения / разрушения структуры".

      Через несколько минут, через принятие и оглашение уникального закона (`Всемирным Конгрессом`), Эндрю объявляется человеком.

      Этот уникальный закон определяет и абстагирует 2-й (социальный) и 3-й (творческий) типы сознания (человеческие), не привязывая их к конкретному конструктиву носителя сознания:
      "... не внутренние органы, плоть и кровь, делает нас человеком, а, стремление к свободе, возможность творить и чувствовать (имеются ввиду человеческие переживания: сопереживание, сочувствовие, гармонии, красоты, любви, доверия, юмора, ..., а не только биологическое, животное осознание себя и окружающей действительности, через обработку сигналов от различных рецепторов) ... "
____

Доска тайн Стивена Хокинга.

      Рис. 10a. Доска тайн Стивена Хокинга.

      По данным The Guardian, доска датируется 1980 годом, когда Хокинг присоединился к коллегам-физикам на конференции по суперпространству и супергравитации в Кембриджском университете в Великобритании.
      В Лондонском музее науки недавно появился необычный экспонат — классная доска из квартиры Хокинга, густо испещренная загадочными рисунками, словами, фразами, знаками и уравнениями. Их авторы — коллеги-физики Стивена, принимавшие вместе с ним участие в конференции по проблемам сверхпространства и супергравитации в его альма-матер, Кембриджском университете, в далеком 1980 году.
      Долгое время о существовании этой доски никто не знал. Понадобилось более 40 лет, прежде чем она стала главным экспонатом выставки, посвященной Хокингу.
      Сегодня главная интрига — разгадать тайну этих загадочных каракулей и рисунков.
      К примеру, что может означать фраза «симметрия ступора», изображения бородатого инопланетянина и карабкающегося по стене кальмара с плоским носом?
      Или какую тайну скрывает банка с надписью «Exxon supergravity»?
      Теперь вся надежда — на оставшихся в живых друзей и коллег Стивена, принимавших участие в «росписи», которые, возможно, вспомнят ту далекую встречу и помогут раскрыть тайну. Тайна или каракули?

      5.3. Вначале описывается нерасчлененное мышление (“СИНКРЕТИЧЕСКИЙ” период). Феномен «СИНКРЕТИЗМА» заключается в стремлении сваливать "в кучу" самые разные и не имеющие внутренней связи элементы, приводя их в нерасчлененный, слитный образ, т.е. замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений и мыслей за связь вещей.
      И в этом переизбытке субъективных идей и предположений скрывается потенциал эвристичности, который всегда отличал мышление тех людей, которых мы называем выдающимися и гениальными. Обобщение и систематизация окружающего мира на этом этапе мышления отсутствует, проявляется чистый субъективизм.

Феномен 'СИНКРЕТИЗМА' заключается в стремлении сваливать 'в кучу' самые разные и не имеющие внутренней связи элементы.

      Рис. 11. Феномен 'СИНКРЕТИЗМА' заключается в стремлении сваливать 'в кучу' самые разные и не имеющие внутренней связи элементы, приводя их в нерасчлененный, слитный образ, т.е. замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений и мыслей за связь вещей.

      5.4. Позднее описывается осуществление интеллектуального взаимодействия с миром не с помощью понятий, а с помощью мыслительных КОМПЛЕКСОВ (период “мышления в КОМПЛЕКСАХ” - в нём закладываются фундаментальные основания творчески - вариативного отношения к объекту исследования).
      На этом этапе мышления появляется попытка обобщить и систематизировать окружающий мир с опорой на какие-то объективные связи; однако эти обобщения всякий раз обладают индивидуальной вариативностью и многозначностью, формируется способность к субъективному упорядочиванию объективных связей, а это значит, что мышление не просто следует за теми или иным объективными закономерностями, но и вступает с этими закономерностями в вариативно - творческий диалог.
      Каждый элемент «КОМПЛЕКСА» может быть связан с целым, выраженным в «КОМПЛЕКСЕ», и с отдельными элементами, входящими в его состав, самыми различными связями.
      В «ПОНЯТИИ» эти связи в основном являются отношением общего к частному и частного к частному через общее.
      Все пять форм мыслительных КОМПЛЕКСОВ указывают на специфические особенности активации того мышления, которое принято называть творческим или эвристическим.

       Заметно, что:
      - ядерную структуру имеет ассоциативный комплекс,
      - цепочкообразную — диффузный и цепной, а
      - аморфную — комплекс-коллекция.(См. Рис. 12).

Конфигурация структуры комплексов по Л.С. Выготскому.
      Рис. 12. Конфигурация структуры комплексов по Л.С. Выготскому.

      5.5. “АССОЦИАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС” – любая ассоциативная связь с любым из признаков, замечаемых исследователем в том объекте, который в эксперименте является ядром будущего комплекса. Можно вокруг этого ядра построить целый комплекс, включая в него самые различные элементы, объединённые какими-либо тождественным признаком. Любая "боковая", "неправильная", случайная ассоциативная связь между ядром и элементом комплекса оказывается достаточным поводом для отнесения объекта к подбираемой исследователем группе и для обозначения этого объекта общим фамильным именем (типом, классом).

“АССОЦИАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС” (“ЯДЕРНЫЙ”).       Рис. 13. “АССОЦИАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС” (“ЯДЕРНЫЙ”).

      5.6. “КОЛЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС” – различные конкретные объекты объединяются на основе взаимного дополнения по какому-либо одному признаку и образуют единое целое, состоящее из разнородных, взаимодополняющих друг друга частей. Именно разнородность состава, взаимное дополнение и объединение на основе коллекции характеризует эту ступень в развитии мышления. Однако исследователь подбирает их не хаотически и не случайно, а по признаку их различия и дополнения к основному признаку, заключенному в образце и принятому за основу объединения. Используется принцип вариативности и принцип дополнительности.

“КОЛЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС”.
      Рис. 14. “КОЛЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС”.

      5.7. “ЦЕПНОЙ КОМПЛЕКС” - выстраивается на основе динамической, ветвящейся цепи ассоциаций. Например, исследователь к образцу – объекту с признаком (свойством, параметром) «А» и «B», подбирает объекты с аналогичными признаками, а затем, если последний из подобранных объектов оказывается с признаком (свойством, параметром) «А» без признака (свойства, параметра) «B», исследователь подбирает к нему другие объекты с признаком (свойством, параметром) «А» и «С», но без признака (свойства, параметра) «B». Это снова оказывается достаточным для того, чтобы подойти к новому признаку (свойству, параметру) и подобрать дальше предметы по признаку (свойству, параметру) «С».
      В процессе образования «цепного КОМПЛЕКСА» совершается переход от одного признака (свойству, параметру) к другому. Таким образом, в «цепном КОМПЛЕКСЕ» структурный центр может отсутствовать вовсе. Частные конкретные элементы могут вступать в связь между собой, минуя центральный элемент, или образец, и могут поэтому не иметь с другими элементами ничего общего, но тем не менее принадлежать к одному «цепному КОМПЛЕКСУ», так как они имеют общий признак с каким-нибудь другим элементом, а этот, другой, в свою очередь, связан с третьим и т.д.
      Переход от одного структурно организующего центра мышления к другому совершается по совершенно случайной, вероятностной логике, и именно в точке этого вероятностного перехода (или в серии этих слабо мотивированных, вероятностных переходов) совершается то, что мы называем научным открытием.

“ЦЕПНОЙ КОМПЛЕКС”.
      Рис. 15. “ЦЕПНОЙ КОМПЛЕКС”.

      5.8. “ДИФФУЗНЫЙ КОМПЛЕКС” - признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и «КОМПЛЕКСЫ», как бы диффундирует, становится неопределенным, разлитым, смутным, в результате чего образуется комплекс, объединяющий с помощью диффузных, неопределенных связей наглядно - конкретные группы образов или объектов.
      Исследователь, например, к заданному образцу – объекту с признаком (свойством, параметром) «А» - подбирает не только объекты с признаком (свойством, параметром) «А», но и объекты со сходными признаками (свойствами, параметрами) «-А+», так как они напоминают ему признаки (свойства, параметры) «А» модифицированного начального объекта. Дальше к признакам (свойствами, параметрами) «-А+» объекта могут примыкать производные признаки (свойства, параметры) «--А++», «---А+++», и т.д..
      Так же как здесь разливается и становится неопределенной форма, взятая в качестве основного признака, так же иногда сливаются различные признаки (свойства, параметры). Но ведь способность мыслить в размытых, приблизительных, нечетких очертаниях - это и есть способность, принципиально отличающая эвристическое мышление от мышления, ориентированного на наличные формы знания и понимания, и так может проявиться принципиальные безграничные возможности расширения и включения в основной род (тип, класс) все новых и новых, однако совершенно конкретных объектов. Безграничные «КОМПЛЕКСЫ» генерируемые творческими людьми, часто поражают универсальностью объединяемых ими связей.

“ДИФФУЗНЫЙ КОМПЛЕКС”.
      Рис. 16. “ДИФФУЗНЫЙ КОМПЛЕКС”.

      5.9. “ПСЕВДО ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПЛЕКС” – образуется исследователем всякий раз, когда он подбирает к заданному образцу ряд объектов, которые могли бы быть подобраны и объединены друг с другом на основе какого-нибудь отвлеченного понятия.
      Например, исследователем к заданному образцу - объекту с признаком (свойством, параметром) «А» - подбирает все имеющиеся в экспериментальном материале объекты с признаком (свойством, параметром) «А». Такая группа могла бы возникнуть и на основе отвлеченного мышления (понятия или идеи объекта с признаком (свойством, параметром) «А»). Но на деле, как показывает исследование, исследователь объединил объекты на основе их конкретных, фактических, наглядных связей, на основе простого ассоциирования. Он построил только ограниченный «АССОЦИАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС»; он пришел к той же точке, но шел совершенно иным путем.

“ПСЕВДО ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПЛЕКС”.
      Рис. 17. “ПСЕВДО ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПЛЕКС”.

      5.10. Любое теоретическое мышление, как показали исследования науки уже в XX веке, имеет в своем основании некую «ОБРАЗНУЮ ПОДКЛАДКУ» - совокупность того, что можно было бы назвать «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАЗНОСТЬЮ». Любое подлинное понимание начинается вовсе не на «ПОНЯТИЙНОМ» уровне, а на уровне интуитивного схватывания «ОБРАЗА ПОНИМАЕМОГО».
      И только через «ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗНЫЕ СТРУКТУРЫ» происходит восхождение к «СУЩНОСТИ СОБСТВЕННО ПОНЯТИЯ». Причем, хотя «ОБРАЗ» не обладает точностью и четкостью «ПОНЯТИЙНЫХ СТРУКТУР», он обладает «ОГРОМНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЭВРИСТИЧНОСТИ».
      В этой «ОБРАЗНОЙ ПОДКЛАДКЕ» нет универсальной всеобщности «ПОНЯТИЯ», но есть свернутая пружина огромного познавательного интереса, функционирующего по законам неточного, приблизительного, размытого, неправильного мышления - мышления в «КОМПЛЕКСАХ».
      Сначала мышление характеризуется «КОМПЛЕКСНЫМ» мышлением с преобладанием «ПСЕВДО ПОНЯТИЙ» (что соответствует границам конкретно - операционального мышления), и лишь потом развиваются собственно «ПОНЯТИЙНЫЕ» структуры (возникает стадия формальных операций), "мышление в ПОНЯТИЯХ", при этом завершается формирование новой системы.

Сначала мышление характеризуется «КОМПЛЕКСНЫМ» мышлением с преобладанием «ПСЕВДО ПОНЯТИЙ» (что соответствует границам конкретно - операционального мышления), и лишь потом развиваются собственно 'ПОНЯТИЙНЫЕ' структуры (возникает стадия формальных операций), 'мышление в ПОНЯТИЯХ'.
      Рис. 18. Сначала мышление характеризуется «КОМПЛЕКСНЫМ» мышлением с преобладанием «ПСЕВДО ПОНЯТИЙ» (что соответствует границам конкретно - операционального мышления), и лишь потом развиваются собственно 'ПОНЯТИЙНЫЕ' структуры (возникает стадия формальных операций), 'мышление в ПОНЯТИЯХ'.

      5.11. Основываясь на концепциях мышления в комплексах Л. Выготского и операционального мышления Ж. Пиаже, возможно создать программный комплекс, который поможет исследователю и нейросети создавать новые “ПОНЯТИЯ”, в различных сферах человеческой деятельности. (См. Рис.19).

Возможная структура последовательных этапов программного комплекса, основанная  на концепциях операционального мышления Л. Выготского и Ж. Пиаже.
      Рис. 19. Возможная структура последовательных этапов программного комплекса, основанная на концепциях мышления в комплексах Л. Выготского и операционального мышления Ж. Пиаже.

  




www.onliner.by www.kufar.by www.tut.by в
Белорусский портал, Новости Беларуси и мира, статьи, комментарии, почта, каталоги, форум, финансы, афиша, работа www.av.by
Частное торговое унитарное предприятие "БЕЛСАТплюс". Свидетельство о регистрации № 190991566.
Выдано МГИК, дата выдачи 19.03.2008 г.    УНП 190991566.    Сведения о розничном торговом объекте включены в Торговый реестр Республики Беларусь.
Адрес: Минск, ул. Козлова, д.3, оф.3.    Гор. тлф.   +375 (17) 35-49-777.    A1   +375 (44) 5-8888-77.    Лайф   +375 (25) 7-88888-7.    МТС   +375 (29) 752-44-78.

Пишите на email
Copyright (b-b)© 2005 by (b-b)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
Открытие страницы: 0.23 секунды

The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com