b-b.by “лф. волна ¬рем€ работы јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3. ѕишите на email  
  Ћогин: ѕароль:
    >>–егистраци€     «абыли пароль?    

 

ќт черно-белого телевидени€ к киберпространству

»стори€ спутникового “¬ Andrew написал "

“ехнические аспекты развити€ телевидени€ (¬згл€д из-под палубы



»сторию телевидени€ писали многие, но каждый писал свою. –азмышл€€ над историей развити€ телевидени€ в –оссии, нужно учитывать, что люди разных специальностей и общественно-политических взгл€дов могут иметь свои критерии, определ€ющие и различные временные рамки ее периодизации. ’очу особо подчеркнуть три положени€.

1. ќдна из глав знаменитой книги Ќ. ѕаркинсона начиналась словами: ?ƒвадцатый век принес нам много перемен. ¬ британском военно-морском флоте офицеры технической службы стали считатьс€ почти что людьми...?. я всю жизнь прожил в телевидении и должен признатьс€ в убеждении, что британский флот существенно прогрессивнее российского телевидени€ на всех этапах его развити€. Ќесложно догадатьс€, что взгл€ды на историю флота у трюмного машиниста и беломундирных офицеров на палубе весьма различны. “очно так же и на телевидении! ¬ “елевизионном техническом центре в ќстанкине ежедневно работает около восьми тыс€ч человек, но одна половина ? персонал общеинженерных и хоз€йственных служб ? почти никогда не встречаетс€ с другой, ?чистой? ? артистами, программно-творческими и административными работниками, а также персоналом электронных аппаратных. Ћюдские потоки на крупных телецентрах разделены многочисленными коридорами, лестницами, лифтами, буфетами и т. д. ƒл€ одних, например, самое €ркое событие 1967 года ? первый выход в эфир нового ќбщесоюзного телевизионного центра 4 но€бр€, дл€ других ? страшный потоп из кип€тка в пусковой зоне 8 но€бр€.

2. “елевидение (дл€ большинства из нас это прежде всего телевизионное вещание, а есть еще телевидение военное, охранное, научное, космическое и т. д.) ? всегда было процессом всемирным, в какие бы патриотические перь€ не р€дились те или иные российские событи€. ќдин мой знакомый был недоволен нашей √алактикой: он на склоне лет узнал, что наша солнечна€ система находитс€ на ее далекой окраине, и страдал от несправедливости природы. Ќедавно он успокоилс€, когда прочел, что в центре √алактики есть страшна€ ?черна€ дыра?, котора€ пожирает окружающую материю. Ќа окраине-то гораздо уютнее! ѕоэтому мы должны усвоить, что находимс€ на окраине ?телевизионной галактики? и проходим в телевидении в основном тот же путь, что и развитые страны мира, а многочисленные (даже на моей пам€ти) попытки искать свой, ?советский?, путь дорого стоили нашей стране. “еперь же наше население ? только четыре процента населени€ «емли, а рынок телевизионных программ и телеаппаратуры ? только 1,5 процента мирового рынка ? наследие социалистической централизации. Ёто наше ?озерцо? уже никак не отгорожено от мирового рынка-океана и своей погоды на нем быть не может.

3. ƒл€ иллюстрации следующей мысли хочу рассказать одну совершенно достоверную историю о том, как телевидение придумали русские.  огда € был студентом ћосковского электротехнического института св€зи (ћЁ»—а), то был убежден, что отцом мирового и советского телевидени€ €вл€етс€ мой учитель по кафедре —емен »сидорович  атаев, изобретатель передающей трубки типа ?иконоскоп?. Ќа старших курсах € вы€снил, что в Ћенинграде, в братском ЋЁ»—е есть свой отец советского телевидени€ ? Ўмаков ѕавел ¬асильевич. ѕри дальнейшем расширении кругозора € вместе со своими коллегами надолго утвердилс€ в мысли, что отцом телевидени€ €вл€етс€ русский инженер ¬ладимир  озьмич «ворыкин родом из ћурома, создавший иконоскоп в —Ўј и не подозревавший о конкурентах в –оссии. Ќо это еще не все. Ќесколько лет назад известный российский историк науки ¬.ѕ. Ѕорисов поехал в —Ўј собирать материалы дл€ книги о ¬. . «ворыкине, и ему открылось, что здесь отцом американского и мирового телевидени€ считают другого выходца из –оссии ? ƒавида —арнова, который пригласил на работу «ворыкина, рискнув своими деньгами (изобретателей телевидени€ тогда в јмерике было много), финансировал разработку системы электронного телевидени€, создал телевизионную вещательную сеть Ён-би-си (N¬—) и довел ее до коммерческого успеха. (ƒ. —арнов считаетс€ также создателем американского и мирового радиовещани€ (1918 г.) и первой в мире общенациональной радиовещательной сети Ён-би-си (1926 г.), действующей и поныне.)  стати, именно —арнов продал в ———– тот комплект аппаратуры, на котором началось вещание в ћоскве в 1938 году, а в1945 ? 1948 годах помогал его модернизировать.

Ќачальный период

“елевидение инженеры придумывали почти сто лет, но до этого были столети€ накоплени€ знаний. ¬ —Ўј в 1942 году даже вышла книжка –. ’аббла под названием ?4000 лет телевидению?, но это уже €вный ?экстремизм? ? отсчитывать историю телевидени€ от найденной археологами обработанной стекл€шки! “елевидение (с технической, функциональной точки зрени€) ?глаз, вынесенный на рассто€ние?. ѕервые успехи по передаче движущегос€ изображени€ по каналам электрической св€зи по€вились в 20-е годы. Ќа инженеров давили успехи смежников: есть кино и есть радио, нужно только их совместить в приемлемом виде. ћожно пон€ть людей из далеких теперь двадцатых годов ? они были без ума от радиовещани€.  стати, и ƒ. —арнов, по свидетельствам современников, став€ задачи ученым по созданию телевидени€, имел в виду поначалу что-то вроде ?иллюстрированного радиовещани€?, то есть смен€ющиес€ в нужное врем€ картинки на экране должны были дополн€ть радиопрограмму. » это неспроста: сам хороший инженер, —арнов, намучившись с радиоканалом дл€ звукового вещани€, знал, как сложно будет создать в сотни раз более широкий радиоканал, способный передать информацию с непрерывным изображением высокого качества. ¬ то врем€ решалс€ вопрос коренной: какого именно качества изображение должно быть на телеэкране, чтобы создать у зрителей ?эффект присутстви€? и каким-то образом заставить их оплачивать де€тельность вещательной системы. Ѕыл опыт кино: оптимален формат 3:4 (таково поле €сного видени€ глаза); число смены кадров в секунду должно быть не менее 12 (чтобы не искажалось движение); число полей ? не менее 48 (чтобы не мерцало изображение); число строк ? минимум 400 (при нем достигалось приемлемое качество, при 600 ощущалось отсутствие дискомфорта, а при 800 и более было ощущение комфорта).

Ўтурм шел по двум направлени€м: ? консерваторы верили, что проблему развертки изображени€ нужного качества можно решить с помощью старой доброй, но очень сложной механики, но мешала инерционность механических деталей, развертывающих изображение. ќтносительно просто решалась система на 30 строк, в лаборатори€х достигали 60, мечтали о 100 строках, но... не успели; ? новаторы учились управл€ть не имеющим инерции электронным лучом в вакуумной трубке, развива€ высказанные еще в 1907 году идеи русского ученого Ѕориса Ћьвовича –озинга. ¬ итоге в 1931 году в —Ўј и √ермании разными способами были построены полностью электронные лабораторные телевизионные системы. ј еще через четыре-п€ть лет все споры решились в пользу электронной системы дл€ высококачественного телевизионного вещани€.

Ќо это было потом. ј в 1929 ? 1931 годах в ведущих странах началось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки с числом строк 30 и частотой кадров 12,5 в секунду. ¬ –оссии первые передачи состо€лись в ћоскве в апреле 1931 года, а регул€рное вещание началось с 1 окт€бр€ того же года. (Ёта дата официально признана началом телевизионного вещани€ в –оссии ? во вс€ком случае, 50-летие этого событи€ отмечалось торжественным заседанием в  олонном зале ƒома союзов, с высочайшим приветствием, разумеетс€. √оржусь тем, что сочин€л его €.) Ёкран у телевизора был тогда размером в спичечный коробок, развертка в 30 строк позвол€ла отличить мужское лицо от женского и при некотором энтузиазме узнать знакомых. ѕоскольку полоса частот такого телевизионного сигнала позвол€ла передавать его по обычным радиовещательным станци€м, то общий энтузиазм усиливалс€ возможност€ми приема таких передач на рассто€нии до двух ? трех тыс€ч километров. ћосковские передачи принимались в “омске и Ѕерлине, а германские передачи ? в ћоскве. ѕростота конструкции телевизора обусловила всплеск радиолюбительской активности ? самодельных телевизоров у населени€ было много больше, чем промышленных.

’от€ многим с самого начала было €сно, что вещательное телевидение с механической разверткой не более чем интересный технический аттракцион, такие передачи велись в ћоскве почти дес€ть лет и полностью прекратились только в апреле 1940 года. ќднако научные и конструкторские наработки в области механического телевидени€ не пропали и пригодились через три дес€тилети€ дл€ аппаратуры специального телевидени€, в частности, дл€ исследовани€ объектов дальнего космоса. ≈динственный в истории случай, когда советска€ телевизионна€ техника бесспорно на голову опередила американскую, относитс€ к декабрю 1966 года: советска€ космическа€ станци€ ?Ћуна? м€гко села на Ћуну и передала с высокой четкостью панорамные изображени€ лунной поверхности. —оветские инженеры вспомнили про былые достижени€ механического телевидени€ и сделали дл€ тех условий великолепную аппаратуру. «десь не было проблем с инерцией механических деталей, хот€ один кадр состо€л из 1500 вертикальных строчек, передавалс€ он целых полтора часа! “елевизионна€ техника дл€ исследовани€ дальнего космоса, когда один кадр изображени€ передаетс€ иногда несколько часов, и теперь строитс€ на принципах механического телевидени€. ј в вещательном телевидении с середины 30-х годов началось торжественное шествие электронных методов.

ѕервый реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в ѕетербурге Ѕ.Ћ. –озинг (кстати, один из учителей ¬. . «ворыкина). ќн доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе €вл€етс€ тем ?безинерционным пером?, которое может служить дл€ развертывани€ высококачественных изображений в телевидении. ѕравда, –озингу удалось создать электронным способом только очень простые изображени€ (крест и решетку), но семена были посе€ны и начали расти. —ледующий шаг состо€лс€ в 1931 году в —Ўј и √ермании. ¬ —Ўј система электронного телевидени€ была создана ‘.“. ‘арнсвортом на основе передающей трубки типа ?диссектор?, оригинальной по идее и ?простой как топор? (она изредка примен€етс€ в специальном телевидении до сих пор). —истема ‘арнсворта в 30-е годы примен€лась дл€ опытного телевизионного вещани€ в —Ўј и јнглии, но в дальнейшем не выдержала конкуренции с другими вещательными системами ? эта дорога оказалась тупиковой. ƒело в том, что передающие камеры имели недопустимо низкую чувствительность: диссектор очень неэффективно использовал энергию светового потока от объекта передачи. ј в √ермании (в том же 1931-м) полностью электронную систему телевидени€ продемонстрировал знаменитый ученый и изобретатель (его называли ?немецким Ёдисоном?) ћанфред фон јрденне. ќн применил дл€ передачи киноизображени€ способ ?бегущего луча?: кинокадр просвечивалс€ движущимс€ световым п€тном, создаваемым сфокусированным электронным лучом на экране кинескопа. —вет, прошедший сквозь кинокадр, улавливалс€ фотоэлементом, на выходе которого возникал электрический сигнал изображени€. Ёто был важный шаг, но по боковой дорожке. —пособ ?бегущего луча? и сейчас примен€етс€ в современной аппаратуре, но только дл€ передачи кинофильмов, слайдов, открыток и т. д. јрденне в 1945 ? 1955 годах занималс€ научной работой в ѕодмосковье и был даже удостоен двух —талинских премий.   сожалению, сфера его научных интересов в то врем€ (да и потом, когда он вернулс€ в ƒрезден) была далека от телевидени€. «десь приличие требует упом€нуть о ?радиотелефоте? Ѕориса ѕавловича √рабовского, над которым он работал в 1925 ?1928 годах в “ашкенте, —аратове и Ћенинграде.   сожалению, сведени€ о принципе работы этого прибора настолько туманны, что все попытки повторить его на современном производстве были неудачными. ќколо сорока лет назад по поручению ћинсв€зи ———– все сохранившиес€ документы о ?радиотелефоте? были изучены на предмет установлени€ возможного приоритета советской науки кафедрами телевидени€ ћосковского и Ћенинградского институтов св€зи. ќднако в итоговом документе (€ присутствовал на его обсуждении) констатировалось, что работоспособность ?радиотелефота? не доказана ни документами, ни показани€ми непосредственных свидетелей. √лавную дорогу при создании электронных телевизионных вещательных систем нащупали создатели передающей трубки типа ?иконоскоп? —.».  атаев и ¬. . «ворыкин. ‘ормальный приоритет  атаева неоспорим ? он изобрел иконоскоп в 1931 году. ” «ворыкина патента на иконоскоп не было, но первую его работающую модель он сделал раньше наших инженеров ? в 1933-м, поскольку располагал несравненно лучшими возможност€ми дл€ этого. ѕервый советский иконоскоп заработал год спуст€. ѕередающа€ камера на иконоскопе позвол€ла передавать ?живые? сцены с освещенностью около 10.000 люкс ? очень высокой по теперешним меркам, но тогда вполне привычной по кинематографу с его дуговыми светильниками. »коноскоп был первой действующей телевизионной трубкой ?с накоплением зар€да?, то есть с эффективным использованием световой энергии изображени€, спроецированного на его мишень объективом. ¬ итоге механическое телевидение было отодвинуто в сторону. ¬ период с 1936 по 1940 годы в большинстве развитых стран начались опытные телевизионные передачи с помощью электронной аппаратуры. Ќащупывались первые стандарты ? от 180 строк с прогрессивным разложением до 441 строки с только что изобретенной экономичной чересстрочной разверткой. ѕервый свой стандарт в 1937-м выбрала јнгли€ ? 405 строк при 25 пол€х в секунду с чересстрочной разверткой (он просуществовал фактически до 1968 года).

¬ нашей стране летом 1938 года первым заработал опытный Ћенинградский телецентр с прогрессивной разверткой в 240 строк, сделанный что называетс€ ?на коленке? ленинградскими энтузиастами. ¬ ћоскве все было солиднее. Ќа Ўаболовке около Ўуховской башни построено специальное здание, телевизионное оборудование и передатчик заказаны в —Ўј у фирмы јр-си-эй (R—ј ? јмериканска€ радиокорпораци€), там же прошли стажировку ведущие специалисты. ¬ итоге в стране по€вилс€ первый ћосковский телевизионный центр, прин€тый в посто€нную эксплуатацию 31 декабр€ 1938 года. Ѕыло начато также производство и продажа двух типов телевизоров: ¬–  (¬сесоюзный радиокомитет) отечественной разработки и “ -1, выпускаемого по американской документации. ƒо начала войны их успели выпустить примерно по две тыс€чи штук. ѕотребности ———– в телевизионном вещании значительно превышали возможности отечественной науки и промышленности. ѕоэтому в 30-е годы было заключено крупномасштабное соглашение с фирмами —Ўј (при ведущей роли јр-си-эй) о закупке оборудовани€, технологии и целых заводов дл€ производства радиоламп, радиоэлементов, радиоприемников и телевизоров. ¬ литературе, в основном мемуарной, много писалось об американском содействии в строительстве автомобильных и тракторных заводов, предпри€тий пищевой промышленности и т. д. Ќо никто из сотен специалистов, побывавших в —Ўј на стажировке в радиоэлектронной области, не написал пока ни строчки, да теперь, видимо, уже и не напишет (€ знал лично многих из них). ‘актически именно эти люди в послевоенные дес€тилети€ занимали ключевые посты (не только административные) во многих советских министерствах, ведомствах, институтах и на заводах, имеющих отношение к радиоэлектронике. Ѕыл в командировке в —Ўј и мой учитель —емен »сидорович  атаев, но очень не любил говорить на эту тему. (ѕолагаю, что потом и ему, и его спутникам здорово потрепали нервы.)

ќ том, что интенсивность контактов с —Ўј в области электронного телевидени€ в 30-е годы резко возросла, говорит, например, тот факт, что в этот период ———– дважды (в 1933 и 1934 году) посетил ¬. . «ворыкин: читал лекции, встречалс€ со специалистами. ј ведь в то врем€ дл€ таких визитов необходимо было приглашение на самом высоком правительственном уровне. ƒл€ мен€ же, провинциального радиолюбител€ 50-х и, естественно, большого патриота, было непри€тным открытием, что все типы новейших радиоламп в моем маленьком ?хоз€йстве? были в основе своей американскими. ћолодым инженером уже в 60-е годы € убедилс€ в заокеанском происхождении большинства наших послевоенных технологий (активное сотрудничество продолжалось до 1949 года, до объ€влени€ —Ўј эмбарго на торговлю с ———–). Ёто эмбарго перерубило почти пополам закупленный у той же фирмы јр-си-эй дл€ модернизации ћосковского телецентра комплект телевизионного оборудовани€, в том числе дл€ передвижной телевизионной станции с камерами на высокочувствительных трубках типа ?суперортикон?. —уществует легенда, что ƒ. —арнов, зна€ о готов€щемс€ решении своего правительства, приехал в форме бригадного генерала (он получил этот чин как советник президентов —Ўј по военно-промышленным вопросам) в порт ‘иладельфии, чтобы ускорить отправку €щиков с аппаратурой в ———–. ¬ итоге важнейша€ часть аппаратуры была получена. ѕомню, ветераны ћ“÷ очень сокрушались, что не прибыл сам автобус дл€ ѕ“—, хот€ запасные моторы и комплекты покрышек к нему были получены.   счастью, нашелс€ подход€щий автобус чехословацкой фирмы ?Ўкода?, в котором и была смонтирована американска€ аппаратура.

„ерно-белое телевидение

ќднако возвратимс€ к концу 30-х годов. Ёлектронное телевидение уже в это врем€ перестало быть интересным аттракционом и признавалось как фактор экономики и политики. ¬ —Ўј к 1940 году телевизионное вещание твердо встало на коммерческую основу, име€ доходы от рекламы и создава€ доходы от продажи телевизоров. ¬ ≈вропе, напротив, оценили скорее политическое значение телевизионного вещани€, и в р€де стран, в том числе в ———– и √ермании, были разработаны государственные программы развити€ телевидени€. “елевизионные инженеры, осмелев, стали наращивать количество строк в телевизионном кадре: в ѕариже и Ѕерлине заработали телецентры с разложением в 441 строку, в —Ўј исследовалась система с разложением в 525 строк. ѕоскольку ———– не мог отставать в этой весьма престижной гонке, то в 1940 году было прин€то решение о переходе на стандарт в 441 строку. ≈го внедрению помешала война, остановивша€ все работы по вещательному телевидению повсеместно в мире, кроме —Ўј. “ам в 1941 году был создан первый Ќациональный комитет по телевизионным системам (NTSC), который в 1943-м рекомендовал прин€ть дл€ —Ўј стандарт с чересстрочным разложением в 525 строк при 30 кадрах (60 пол€х) в секунду. Ётот стандарт и поныне действует в —Ўј и примерно в половине стран мира. ¬ другой половине прин€т стандарт с чересстрочным разложением в 625 строк при 25 кадрах (50 пол€х) в секунду. Ётот стандарт впервые был применен в ———– на ћосковском телецентре в 1948 году и в обиходе известен как ?европейский стандарт?.

—амый высокий и дорогой стандарт черно-белого телевидени€ с разложением на 819 строк в начале 50-х годов был выбран во ‘ранции.  ак шутили тогда, в этом выборе сказалс€ ?французский национальный характер?. ѕомню, когда в 1959 году в ћоскве в ѕолитехническом музее состо€лась перва€ выставка французской радиоэлектронной аппаратуры, то все по€снени€ на стенде телевидени€ начинались словами: ? ак известно, французское телевидение ? самое лучшее в мире...?. ќднако, чем больше строк, тем дороже и сложнее аппаратура, а главное, дороже и сложнее массовое изделие ? телевизор. ѕоэтому распространени€ французский стандарт практически не получил.

¬ итоге в послевоенном мире действовало четыре стандарта на черно-белое телевидение:

? американский (525 строк),

? европейский (625 строк),

? английский (405 строк),

? французский (819 строк).

ƒолжен сказать, что в домашних услови€х качество изображени€ при самом экономичном английском стандарте претензий не вызывало, а при самом дорогом французском стандарте ? совсем не бросалось в глаза. ¬ лабораторных услови€х и при специальных испытательных сюжетах разница, конечно, была хорошо заметна. ќбстановка стала мен€тьс€, когда приблизилась эра цветного телевидени€. » в 1964 году јнгли€ и ‘ранци€ отказались от своих стандартов и прин€ли европейский: английский стандарт не позвол€л передавать дополнительные ?раскрашивающие? сигналы, а французский оказалс€ слишком дорог дл€ одной страны, поскольку не имел перспективы распространени€ даже в ≈вропе. ѕосле войны ≈вропа и ———– восстанавливали свое разрушенное хоз€йство, а скромные успехи в области телевидени€ в первые дес€тилети€ лишь грели души надеждами на будущее.

¬ —Ўј все было по-другому: население не потер€ло покупательную способность, а радиоэлектронна€ промышленность, нарастивша€ огромные мощности во врем€ войны и лишивша€с€ оборонных заказов, нашла себе поле де€тельности в телефикации страны и быстро решила эту задачу. ≈сли в 1947 году в —Ўј было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! “о есть телевизор имела уже практически кажда€ втора€ семь€. –ынок за шесть лет был практически насыщен черно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американска€ радиопромышленность зан€лась всерьез цветным телевидением и сотворила в полном смысле чудо ? систему цветного телевидени€. ƒл€ ее выбора был создан второй Ќациональный комитет по телевизионным системам, по аббревиатуре которого (NTSC) и получила название эта система.

÷ветное телевидение, видеозапись, монтаж

“о, что телевидение скоро станет цветным, ни у кого в тогдашнем обществе сомнений не вызывало: цветными стали фотографи€, кино, иллюстрации в журналах и книгах. —омнени€ были, пожалуй, только у телевизионных инженеров ? они-то представл€ли себе всю сложность задачи. –азработку систем цветного телевидени€ нельз€ оторвать от разработок телевидени€ вообще. ћногие изобретатели даже сразу ставили себе цель сделать изображение цветным.   числу таких смельчаков относ€тс€, например, российские изобретатели ј.ј. ѕолумордвинов и ќ.ј. јдам€н, работавшие в начале 90-х годов. Ѕыли также попытки сделать цветным изображение механического телевидени€, но привлекательнее оно от этого, по свидетельству очевидцев, не становилось. √лавным и давно известным способом создани€ цветного телевизионного изображени€ тогда был так называемый последовательный способ, когда один кадр изображени€ передавалс€ в три приема в основных цветах ? красном, зеленом и синем. “ри одноцветных изображени€ (они называютс€ цветоделенными) воспринимаютс€ глазом как единое многоцветное за счет инерционности зрени€.

”спехи электронного телевидени€ привели к созданию электронных вариантов систем цветного телевидени€ с последовательной передачей цветов. ¬ 1951 году в —Ўј одна из крупнейших вещательных компаний —и-би-эс (—¬S ?  олумбийска€ радиовещательна€ система) начала такие передачи в эфир со стандартом 405 строк, при 48 кадрах (144 цветных пол€х) в секунду и даже выпустила в продажу небольшую партию телевизоров.  ончилось это, однако, полным фиаско, поскольку подн€лось (подогреваемое конкурентами) возмущение дес€тков миллионов семей, владевших новыми черно-белыми телевизорами, которые не могли принимать передачи новых станций даже в черно-белом виде. ƒело дошло до слушаний в  онгрессе, который постановил, что в стране могут существовать только совместимые системы цветного телевидени€, то есть черно-белый телевизор должен иметь возможность принимать сигнал цветной программы в черно-белом виде, а цветной телевизор ? черно-белые телепрограммы. ¬ таких системах в эфир передаетс€ не единый сигнал цветного изображени€, а комплексный, содержащий в себе стандартный черно-белый сигнал плюс два специальных раскрашивающих сигнала (сигналы цветности). ÷ветной телевизор принимает все три сигнала и создает цветную картинку, а черно-белый телевизор ? только один, свой сигнал. Ёто оправдалось на практике. —о временем все вещание стало цветным, и у потребител€ по€вилс€ выбор: заплатить подороже и наслаждатьс€ цветом или купить аппарат почти втрое дешевле, но смотреть черно-белую картинку.

¬ начале 50-х годов в —Ўј существовало несколько проектов совместимых систем цветного телевидени€, но впереди всех была уже неоднократно упом€нута€ фирма јр-си-эй. Ѕыла прин€та за основу ее система, но серьезно доработанна€ по требовани€м комитета NTSC, который только на исследование и апробацию различных систем потратил около тыс€чи человеко-лет инженерного труда и несколько сот миллионов долларов. ¬ 1953 году в —Ўј началось регул€рное цветное телевизионное вещание по системе NTSC. —егодн€ очевидно, что этот выбор был на редкость удачным, но в те времена система казалась очень сложной, очень дорогой, а заложенные в ней технические решени€ ? головоломными по смелости. “елевизор стоил в среднем около тыс€чи долларов (половина стоимости среднего автомобил€), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. “ребовалась, например, почти еженедельна€ настройка специалистом ? ручек управлени€ у первых телевизоров было больше ста! ѕоэтому цветное телевидение в —Ўј стало массовым только через 12 ? 15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).

ƒл€ остального мира цветное телевидение (тем более система NTSC) в то врем€ было совсем не по карману, и все ждали ? вдруг по€витс€ что-нибудь попроще, подешевле. “олько в 1960 году эту систему прин€ла япони€: ее радиопромышленность быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров дл€ рынка —Ўј, то есть выбор был вынужденный. ¬ 1964-м систему NTSC по безвыходности прин€ла и  анада ? как шутили тогда канадские коллеги: ?Ќам не повезло с сосед€ми!?. ¬ нашей стране цветное телевидение было внедрено только с третьей попытки. ¬ 1951 году правительством было прин€то решение о разработке советского варианта системы последовательного цветного телевидени€, и в но€бре 1952-го в Ћенинграде уже прошла в эфир опытна€ передача. ¬ —Ўј по этому поводу шутили: ?–усские воскресили американского покойника!? Ќо в те времена были в большой чести попытки найти свой особенный ?советский? путь во всех отрасл€х науки и техники. јмериканский негативный опыт не смущал наших энтузиастов: ?ѕоскольку телевидение рано или поздно все равно станет цветным, то разумнее сразу начать с цветного. ј то, что система несовместима€, дл€ нас не беда: у нас парк черно-белых телевизоров невелик и заменить его будет несложно?. (Ёто врезавша€с€ в пам€ть цитата из учебника по телевидению дл€ одной из военных академий, вышедшего в 1952 году.) ¬ ћоскве, на Ўаболовке была построена ќпытна€ станци€ цветного телевидени€ (назовем ее ќ—÷“-1), работавша€ с 5 но€бр€ 1953-го по 5 декабр€ 1955 года. —тандарт был выбран в 525 строк при 50 кадрах (150 пол€х) в секунду. ¬ передающей камере перед трубкой вращалс€ диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращалс€ перед экраном кинескопа в телевизоре. ѕри красных светофильтрах передавались красные детали изображени€, при зеленом ? зеленые, при синем ? синие.

Ћенинградский завод им.  озицкого выпустил несколько сот цветных телевизоров ?–адуга? с кинескопом диаметром 18 см с повышенной €ркостью, чтобы компенсировать потери света в светофильтрах. ќдин из таких телевизоров был на кафедре телевидени€ ћЁ»—а, и мы ? ?студенческий актив? кафедры ? один ? два раза в неделю собирались около него.  ачество изображени€ нам казалось очень хорошим, но часто сбивалась синхронизаци€ моторчика, вращающего диск со светофильтрами. ѕоэтому один из зрителей должен был жертвовать собой и сидеть с телевизором почти в обнимку: кнопка синхронизации находилась на задней панели. ’орошо помню, как мы смотрели последнюю передачу ќ—÷“-1 5 декабр€ 1955 года (шел фильм ?јттестат зрелости?) и про себ€ тихо плакали и ругались: жалко было, что станци€ закрываетс€. јппаратура ќ—÷“-1 была быстро переделана на черно-белый стандарт, и с ее помощью в ћоскве в начале 1956 года началось регул€рное вещание по второй программе ÷ентрального телевидени€.

“ем не менее интерес к цветному телевидению в ———– не уменьшилс€. ¬ феврале 1957-го вышло постановление —овета ћинистров по вопросам цветного телевидени€ с поручением начать в следующем 1958 году опытное вещание уже по одновременной системе. ƒолжен отметить, что хот€ в советское врем€ разработки в области телевидени€ никогда не финансировались так щедро, как в —Ўј, чтобы можно было всерьез сказать свое слово в технике и технологии, но все-таки вполне достаточно, чтобы поддерживать необходимый уровень мышлени€ у специалистов и иметь возможность повтор€ть у себ€ все достижени€ мировой науки и техники через два-три года. ”бежден, что при такой же поддержке государства, как в атомной и ракетной област€х, наши институты смогли бы создать свою жизнеспособную систему цветного телевидени€ не хуже NTSC и дешевле. »дей была масса, но они остались в зеленых листах авторских свидетельств. ¬ пределах реальных возможностей был разработан адаптированный вариант системы NTSC ? система ќ— ћ (одновременна€ система с квадратурной модул€цией), отечественный масочный цветной кинескоп диаметром 53 см, и к но€брю 1959 года там же, на Ўаболовке, была смонтирована ќ—÷“-2, котора€ в €нваре 1960-го начала регул€рное вещание. —тудийна€ передающа€ камера на трех суперортиконах была по размерам с ?небольшой паровоз?, под ней был самоходный штатив. “елевизоры выпускали уже два завода: в Ћенинграде завод им.  озицкого ? новую ?–адугу?, а ћосковский радиозавод ? ?“емп-22?. ¬сего их было выпущено около четырех тыс€ч, но в открытую продажу они, естественно, не поступали. (я слышал, что кое-кому из высокого начальства такие телевизоры поставили дома, и уверен, что это только причинило вред общему делу.)  онечно, дл€ ќ—÷“-2 можно было бы купить и слегка доработать комплект американской аппаратуры, но, во-первых, его вр€д ли бы нам продали (это были времена эмбарго), а во-вторых, дл€ ———– такое казалось унизительным. (ќт этих проблем € был тогда далек, но знаю, что иногда удавалось с трудом, через международных жуликов, поштучно покупать только трубки, телевизоры, отдельные блоки аппаратуры.)

√лавную свою задачу ќ—÷“-2 решила быстро: опытное вещание показало, что принципы, заложенные в системе NTSC, так же неприемлемы дл€ российских условий, как ? адиллак? дл€ проселочных дорог. ’от€ это и можно было предвидеть заранее, но (ведь дорогу осилит идущий) такой шаг был все-таки необходим. —оздание и опытна€ эксплуатаци€ ќ—÷“-2 подготовили технические коллективы к последующей работе, а сама станци€ стала полигоном дл€ изучени€ и выбора систем цветного телевидени€. »нтерес к нему в мире быстро возрастал, но система NTSC распростран€лась медленно. Ёто стимулировало разработку новых, более экономичных систем.   началу 60-х годов более чем в дес€ти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного “¬, многие из которых прошли проверку опытным вещанием.   середине 60-х, когда внедрение цветного телевидени€ в ≈вропе стало вполне реальным, вы€вились два фаворита: ? система –јL (от первых букв ?строка с переменной фазой?), предложенна€ немецкой фирмой ?“елефункен? и представл€юща€ собой модификацию системы NTSC, более устойчивую к фазовым искажени€м, возникающим в трактах передачи сигнала. «а этой системой сто€ли американские интересы, поскольку она сохран€ла действие всех патентов, св€занных с системой NTSC; ? система S≈—јћ (от первых букв ?поочередность цветов и пам€ть?, ранее называвша€с€ по имени изобретател€ ? ?јнри де ‘ранс?), разработанна€ во ‘ранции, была фактически ?европейским ответом? на американский натиск. ѕродвижением ее занималс€ лично тогдашний президент ‘ранции де √олль. Ѕыла разработана весьма амбициозна€ программа ?завоевани€ ≈вропы?, а также той части мира, где прин€т стандарт развертки 625 строк при 25 кадрах (50 пол€х) в секунду. ¬ажной частью и финансовой надеждой этой программы было создание патентно-чистого (от американских, конечно же, патентов) цветного телевизора с кинескопом типа ?хроматрон?. ќжидалось, что такой кинескоп будет дешевле и экономичней распространенного американского колортрона: вместо ?теневой маски? электронный луч в нем проходил к экрану через более ?прозрачную? проволочную сетку и ослабл€лс€ почти в дес€ть раз меньше.

“аким образом, казалось бы, технический вопрос выбора системы цветного телевидени€ сделалс€ крупным вопросом международной политики: де √олль специально приезжал в нашу страну, чтобы заручитьс€ ее поддержкой, а значит, и поддержкой ?всего социалистического лагер€? в продвижении системы S≈—јћ. ¬ итоге в марте 1965 года между ———– и ‘ранцией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидени€, была создана межправительственна€ комисси€ по цветному телевидению, котора€ часто и торжественно заседала то в ћоскве, то в ѕариже. ‘ранцузы раньше всех пон€ли, что дл€ ———– при тогдашней ментальности было унизительно покупать телевизионную аппаратуру за рубежом, наличие же соглашени€ эти торговые св€зи ?облагораживало?. ”сили€ми политиков соответствующим образом ?искривилось? и положение дел в нашей телевизионной науке и технике: почти все предложени€ по зарубежным контактам или закупкам при согласовании в инстанци€х неизменно ограничивались рамками этого соглашени€. ƒело дошло до того, что стали покупать даже французское комплектное оборудование черно-белого телевидени€, о котором в соглашении не было ни слова. ƒолжен сказать, что это оборудование было существенно лучше нашего тогдашнего, но не самым лучшим и не самым дешевым в мире. ¬о вс€ком случае, добровольно мы бы его не купили ? все симпатии наших специалистов были тогда на стороне аппаратуры известной английской фирмы ?ћаркони?. ?‘ранцузский успех? в ———– взбудоражил телевизионный мир, и территори€ ќ—÷“-2 стала своеобразной €рмаркой идей и новых образцов аппаратуры цветного телевидени€. ќна стала также удобным местом контактов с иностранными специалистами дл€ наших разработчиков телевизионной аппаратуры, работавших, как правило, в очень режимных институтах. ¬ период с 1960 по 1967 год в ќ—÷-2 были испытаны дес€тки передающих камер разных фирм, а также мониторов, светильников, измерительных приборов, образцов

грима и красок дл€ декораций и т. д., а также четыре основных варианта системы SECAM и несчетное число мелких усовершенствований в этой системе, больша€ часть которых была произведена по насто€нию советской стороны (ѕ.¬. Ўмаков, как-то шут€, сравнил систему S≈—јћ с лоскутным оде€лом ? функциональные идеи потер€лись в массе доделок). ƒл€ демонстрации германской системы –јL в ћоскву приезжал ее основной разработчик ¬. Ѕрух. Ќа заключительном конкурсе в 1966 году участвовала и советска€ система Ќ»»– (по названию Ќ»» радио ћинистерства св€зи, в котором она была создана). ”бежден, причем не только по патриотическим соображени€м, что эта система была потенциально лучше двух других. ѕо мнению того же Ўмакова, она была удачным компромиссом между системами –јL и S≈—јћ. ќднако эта система опоздала родитьс€ ? она была реализована только в макетах, а конкуренты ? в готовой к серийному производству аппаратуре. ¬ итоге система Ќ»»– под названием S≈—јћ-4 стала формальным вкладом ———– на алтарь советско-французского сотрудничества, а выбранна€ позднее дл€ вещани€ система S≈—јћ-3 получила право именоватьс€ ?совместной советско-французской системой?, что избавило наши заводы от патентных платежей при выпуске телевизоров по этой системе. (ј например, польские коллеги вынуждены были с каждого выпущенного телевизора платить французам один франк. ?Ќам не жалко этого франка, но нас это унижает?, ? сердились они.)

¬ернемс€ к сравнительным испытани€м. Ќи одна из двух систем не показала решающих технических или экономических преимуществ над другой. ѕреимуществом системы S≈—јћ была меньша€ чувствительность к искажени€м при передаче по междугородным лини€м и при видеозаписи; недостатком ? усложнение аппаратуры при микшировании сигналов. ѕоскольку инженеры не смогли или не решились высказать четкие рекомендации (на мне лично греха нет ? € тогда по молодости лет голоса не имел, хот€ в испытани€х участвовал активно), то сработал заранее предопределенный политический выбор в пользу системы S≈—јћ-3 , котора€ потом, естественно, потер€ла пор€дковый номер. ќстрые дискуссии по выбору системы цветного телевидени€ в ведущих странах «ападной ≈вропы закончились в пользу системы –јL ? за ней сто€л п€тнадцатилетний опыт вещани€ и производства аппаратуры и телевизоров в —Ўј, японии,  анаде и других странах по системе NTSC.  онечно, и тут не обошлось без политики ? эту систему в шутку называли ?системой Ќј“ќ?.   слову, когда несколько позже к выбору системы цветного телевидени€ готовилась »тали€, тогдашний президент ‘ранции ∆. ѕомпиду специально приезжал в –им и выступал в парламенте с призывом ?про€вить романскую солидарность и прин€ть французскую систему?. ќднако »тали€ такой солидарности не про€вила и склонилась к системе –јL.

¬ итоге систему S≈—јћ прин€ли вслед за ‘ранцией дес€тка полтора франкоговор€щих стран јфрики, ———– вместе со странами соцлагер€ и почему-то »ран. ‘ранцузское руководство было разочаровано ? не тот рынок! Ќе получилось также и с патентно-чистым телевизором: американцы построили в ≈вропе (и во ‘ранции тоже) несколько заводов по выпуску своих масочных кинескопов в таких количествах и по таким ценам, что о хроматроне нечего было и думать. ќт всей этой затеи в ћоскве, на ўелковском шоссе, осталась только разноцветна€ гор€ща€ вывеска на заводе цветных кинескопов ?’роматрон?, который ни одного хроматрона так и не успел произвести.

¬ начале 1967 года на Ўаболовке в третий раз сменилс€ комплект аппаратуры цветного телевидени€, и в окт€бре ќ—÷“-3 начала регул€рное вещание в цвете уже по системе S≈—јћ. ’от€ комплект аппаратуры был поставлен французской фирмой ?“омсон-÷—‘?, состав его был интернациональным: телекино немецкое, измерительные блоки американские, радиокомпоненты в основном €понские и т. д. Ѕыли тайно привезены (теперь уже об этом можно сказать) и два видеомагнитофона американской фирмы ?јмпекс?, на которые в то врем€ распростран€лось жесткое эмбарго как на аппаратуру ?двойного применени€?, то есть с возможностью ее военного использовани€.   сожалению, американцы об этом быстро узнали, сумели припугнуть наших партнеров, и видеомагнитофоны так же тайно увезли. Ќо нет худа без добра: на ќ—÷“-3 скоро по€вилась пара советских видеомагнитофонов ? адр-1 ÷?, которые довольно прилично записывали видеосигнал по системе S≈—јћ, но дл€ системы –јL были непригодны. ѕервые цветные телевизоры тоже были французские: закупили несколько сот телевизоров типа  F“, в которых установлен обычный масочный кинескоп. ќчень похоже, что сами французы к телевизору на хроматроне всерьез не относились, а весь риск оставл€ли на долю восторженных советских коллег.

¬ 1968 году цветное вещание по системе S≈—јћ началось в  иеве и “билиси, комплекты оборудовани€ были закуплены власт€ми союзных республик на собственную валюту. ѕомню, в “билиси в студии была всего одна камера, но с трансфокатором, и грузинские коллеги ухитр€лись делать постановочные передачи.

  1969 году дл€ ќбщесоюзного телецентра в ќстанкине советска€ радиопромышленность изготовила три комплекта студийной аппаратуры цветного телевидени€: два аппаратно-студийных блока (ј—Ѕ) дл€ больших студий и один аппаратно-программный блок (јѕЅ). Ёта техника была сделана на пределе возможностей отечественной советской оборонной промышленности, и имела принципиальный недостаток, не завис€щий от разработчиков: передающие камеры работали на уже устаревших трубках типа суперортикон и видикон, а в аппаратуре ведущих мировых фирм в то врем€ уже ?блистала? нова€ передающа€ трубка плюмбикон (с мишенью из окиси свинца ? по латыни ?плюмбум?).

"


–азместил: sergey [07/03/2005]

 
· Ѕольше про »стори€ спутникового “¬
· Ќовость от sergey


—ама€ читаема€ стать€: »стори€ спутникового “¬:
ќхват территории –еспублики Ѕеларусь эфирным телевизионным вещанием


—редн€€ оценка: 0
ќтветов: 0

ѕожалуйста, проголосуйте за эту статью:

ќтлично
ќчень хорошо
’орошо
Ќормально
ѕлохо



 Ќапечатать текущую страницу Ќапечатать текущую страницу


· √лавна€
· ƒобавить статью
·  онтакт
· ќборудование
· ќбъ€влени€
· ѕоиск по сайту
· —татьи




Ћогин

ѕароль

Ќе зарегистрировались? ¬ы можете сделать это, нажав здесь.  огда ¬ы зарегистрируетесь, ¬ы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Ј √лавна€
Ј ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ ƒЋя ѕ–»®ћј —ѕ”“Ќ» ќ¬ќ√ќ и Ё‘»–Ќќ√ќ “¬




www.onliner.by www.kufar.by www.hostfly.by www.av.by www.yandex.by
„астное торговое унитарное предпри€тие Ѕ≈Ћ—ј“плюс. —видетельство о регистрации є 190991566.
¬ыдано ћ√» , дата выдачи 19.03.2008 г.    ”Ќѕ 190991566.    —ведени€ о розничном торговом объекте включены в “орговый реестр –еспублики Ѕеларусь.
јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3.    √ор. тлф./факс   +375 (17) 35-49-777.    A1   +375 (44) 5-8888-77.    Ћайф   +375 (25) 7-88888-7.    ћ“—   +375 (29) 752-44-78.
Copyright (b-b)© 2005 by (b-b)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
ќткрытие страницы: 0.26 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com