b-b.by “лф. волна ¬рем€ работы јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3. ѕишите на email  
  Ћогин: ѕароль:
    >>–егистраци€     «абыли пароль?    

 

ќт первых опытов - к регул€рному телевещанию. 1905 - 1957

»стори€ спутникового “¬ Andrew написал "

ѕодобно тому как воплощенна€ в мифе об »каре мысль о полете человека возникла за тыс€чи лет до по€влени€ аэроплана, мысль о видении на рассто€нии возникла на заре человечества. Ќо прошли века и века, пока прогресс науки, техники и культуры создал возможности дл€ воплощени€ этой идеи в реальность.

ƒва достижени€ человеческого гени€ ? ?великий немой?, как называли кино, и ?великий невидимка? ? радио ? должны были соединитьс€, чтобы возникло телевидение. ѕуть к нему был долгим и сложным.

—кромный преподаватель физики  ронштадтского минного офицерского класса јлександр —тепанович ѕопов заставил служить человечеству электромагнитные колебани€, обнаруженные √. √ерцем, ? изобрел радио. («аметим, что независимо от ѕопова то же осуществил √. ћаркони, но на полгода позже.) »зобретение ѕопова, продемонстрированное им 7 ма€ 1895 года, распространилось в мире с быстротой, в историческом смысле вполне сравнимой с быстротой распространени€ радиоволн.

јппараты ѕопова (как и ћаркони) были способны к передаче знаков телеграфной азбуки ћорзе, но в форме более или менее продолжительных звуковых сигналов, а не в форме коротких и длинных черточек (точек и тире) на бумажной ленте. —ущность изобретени€ совершенно точно отражало его название ? ?радиотелеграф?. ”сили€ ученых всего мира, направленные к тому, чтобы передать по радио звучащее слово, то есть создать радиотелефон, увенчались успехом лишь в конце 10-х ? начале 20-х годов. (“ак, в 1919 году принц ћонако, плава€ на своей €хте вдоль берегов ‘лориды, передал на берег звуки музыки и человеческой речи.)

≈ще раньше, чем была достигнута эта ступень развити€ электрической св€зи, во многих странах начались работы по созданию аппаратуры, позвол€ющей передать на рассто€ние изображение.

∆ивопись, скульптура, рисунок, фотографи€ дают человеку возможность зрительно воспринимать неподвижные изображени€ объектов в их физической, непосредственно-чувственной конкретности. Ќо лишь кинематограф оказалс€ способен создать движущеес€ изображение, воспроизвести образ динамичного объекта в движении.

∆изнь всего лишь одного поколени€ отдел€ет нас от того вечера, когда в полуподвале ?√ран-кафе? в ѕариже освещенный пр€моугольник стены превратилс€ перед изумленными посетител€ми в ворота фабрики, из которых выходили люди, потом ? в перрон вокзала, к которому подкатывал поезд...

ƒва молодых человека ? ќгюст и Ћуи Ћюмьеры, ? сыновь€ лионского фабриканта, занимавшегос€ производством фотопринадлежностей, изобрели в 1895 году аппарат, который, по их мнению, должен был принести им небольшую сумму денег и способствовать распространению продукции отцовской фабрики. Ћюмьеры полагали, что аттракцион на бульваре  апуцинов просуществует не больше мес€ца (именно на этот срок они уговорили поехать из родного Ћиона в ѕариж одного из рабочих своей фабрики, чтобы он стал киномехаником ? крутил ручку проекционного аппарата в синематографе).

Ћюмьеры оказались не прозорливы: их изобретение не только легло в основу гигантской промышленности, но и дало жизнь новому искусству. ќчевидность информативной ценности движущегос€ на экране изображени€ послужила решающим стимулом дл€ создани€ телевидени€.

–адио и кино породили современное телевидение ? способ преобразовывать радиосигналы, неслышимые и невидимые, в звуки и движущиес€ изображени€.

 стати сказать, заслуга введени€ в обиход термина ?телевидение? приписывалась в разное врем€ разным лицам, но сейчас можно считать установленным, что впервые он прозвучал в докладе ?—овременное состо€ние вопроса об электровидении на рассто€нии (телевизирование)?, сделанном преподавателем јртиллерийской академии штабс-капитаном русской армии  .ƒ. ѕерским в ѕариже на ¬семирном конгрессе электротехников в 1900 году.

»деи создани€ электрической системы дл€ передачи подвижного изображени€ на рассто€ние высказывались еще в 70-е годы прошлого столети€. ќсновывались эти идеи на чисто теоретических посылках (возможности физических экспериментов были в ту пору ничтожны). Ќо только в середине 20-х годов нынешнего столети€ промышленно-техническа€ база развилась настолько, что возникла возможность практической реализации теоретических принципов телевидени€, выдвинутых за полвека до того.

≈стественно, что иде€м и экспериментам по передаче на рассто€ние подвижного изображени€ предшествовали идеи и эксперименты по передаче изображени€ неподвижного.

»сход€ из принципа ?факсимильной телеграммы?, выдвинутого шотландцем ј. Ѕейном в 1842 году, работавший в –оссии италь€нец ƒ.  озелли изобрел (в 1862 году) ?химический телеграф?, при помощи которого можно было передавать по проводам изображение ? рисунок или текст. “елеграф этот был испытан на линии св€зи ѕетербург ? ћосква, но не получил признани€. „тобы передать изображение по ?пантотелеграфу  озелли?, рисунок или текст нужно было вытравить на медной пластинке, затем в принимающем пункте аналогичную пластинку подвергнуть столь же длительной химической обработке.  ороче говор€, изобретение  озелли оказалось практически бессмысленным, ибо между ћосквой и ѕетербургом уже функционировала железна€ дорога и поезд мог доставить изображение почти за то же врем€, которое дл€ этого требовалось при использовании ?химического телеграфа?.

¬ 1880 году русский ученый ѕорфирий »ванович Ѕахметьев (широко известный как физик и биолог) предложил теоретически вполне возможную телевизионную систему, названную им ?телефотографом?. «аслуга Ѕахметьева перед наукой состоит в том, что он хот€ и не построил аппарат, но выдвинул первый из основополагающих принципов телевидени€ ? разложение изображени€ на отдельные элементы дл€ последовательной их передачи на рассто€ние. (Ќезависимо от Ѕахметьева идею о разложении изображени€ на элементы высказал португалец јдриану ди ѕайва.) Ќемец ѕауль Ќипков предложил осуществить разложение (развертку) изображени€ с помощью вращающегос€ диска, имеющего р€д небольших отверстий, расположенных по спирали. «апатентованный в 1884 году диск Ќипкова долго не находил практического применени€; сам ученый впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своем изобретении, сделанном еще в студенческие годы.

¬ 1888 ? 1889 годах профессор ћосковского университета јлександр √ригорьевич —толетов, изучив так называемый ?внешний фотоэффект? (способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны), создал фотоэлемент. ƒостижение —толетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразовани€ световой энергии в электрическую.

ќпира€сь на это открытие, преподаватель петербургского “ехнологического института Ѕорис Ћьвович –озинг в 1907 году предложил (и запатентовал в –оссии и за границей) идею, котора€ без принципиальных изменений сохранена в действующих и сейчас телевизорах. »де€ эта состо€ла в том, чтобы использовать дл€ преобразовани€ электрических сигналов в свет€щиес€ точки видимого изображени€ катодную (электронно-лучевую) трубку, созданную англичанином ¬.  руксом и усовершенствованную немецким ученым  . Ѕрауном.  атодна€ трубка, соответственно видоизмененна€, снабженна€ множеством сложных и тонких устройств, ? основа современных телевизоров: нынешний телеэкран ? не что иное, как сплюснутый торец катодной трубки.

Ѕ.Ћ. –озинг сконструировал трубку, в которой поток электронов (катодный луч), вызванный фотоэффектом, ?бомбардирует? торец, покрытый изнутри слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светитьс€. “елевизионное изображение (градации света и тени) возникает как результат большего или меньшего по интенсивности свечени€ определенных участков экрана. ќтметим, что в разработке –озинга анализ изображени€ осуществл€лс€ с помощью оптико-механического (зеркально-барабанного) устройства, а синтез (развертка) изображени€ осуществл€лс€ без использовани€ оптико-механического устройства, как это стало непременным дл€ электронных телевизионных систем лишь к середине 30-х годов.

9 (22) ма€ 1911 года –озинг продемонстрировал на стекл€нном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение. ѕередавалось изображение решетки, помещенной перед объективом передатчика. Ёто был наиболее благопри€тный, с точки зрени€ передачи, вариант.

¬р€д ли п€тнадцать-двадцать петербургских физиков, что собрались в одной из аудиторий “ехнологического института, представл€ли себе, гл€д€ на полоски, возникшие на торце трубки, те сотни миллионов телевизионных экранов, которые установлены сегодн€ в миллионах домов. ќднако именно от этого маленького стекл€нного экрана –озинга ведет свою родословную современное телевидение.

ќтмеча€ заслуги ученого в области электрической телескопии (как тогда было прин€то называть передачу изображени€ на рассто€ние), русское техническое общество присудило ему в 1912 году золотую медаль и премию имени почетного члена общества  .‘. —именса.

ѕерва€ мирова€ война изменила характер работы –озинга ? ему пришлось переключитьс€ на выполнение заданий военного ведомства. Ћишь после окончани€ гражданской войны он возобновил свои исследовани€ в Ћенинградской экспериментальной электротехнической лаборатории и в 1922 году получил государственный патент на ?радиотелескоп?, в дополнение к полученной им в 1911 году ?ѕривилегии ? 18076? на первый в мире электронный телевизор.

¬ 1926 году в первом номере журнала ?Ќаука и техника? –озинг опубликовал работу ?Ёлектрическа€ телескопи€ (видение на рассто€нии). Ѕлижайшие задачи и достижени€?. „ита€ ее, нельз€ не подивитьс€ тому, насколько полно, €сно и точно предвидел будущее человек, сто€вший у истоков телевидени€. ¬от, что писал –озинг более полувека назад.

? ќпуска€ приемные аппараты подобного прибора ? телескопа ? в глубину океанов, можно будет видеть жизнь и сокровища, которые там та€тс€... »нженер, не выход€ из своего кабинета, будет видеть все, что делаетс€ в мастерских, на складах, на работах. ћы будем видеть за сотни верст образцы товаров, которые нам предлагают. Ѕольной, прикованный к кровати, через посредство этого прибора войдет в св€зь с недоступной ему общественной жизнью... ќн будет в состо€нии видеть все, что делаетс€ на улицах, площад€х и в театрах.

Ѕ.Ћ. –озинга по справедливости следует считать отцом электронного телевидени€. Ќо у телевидени€ нет единственного изобретател€: многие и многие ученые и инженеры должны были объединить свои усили€, должны были наследовать друг другу, должны были обмениватьс€ иде€ми и открыти€ми, дл€ того чтобы телевидение спуст€ дес€тилети€ после опытов –озинга стало тем, что оно есть.

«аметную роль в развитии радиотехники в нашей стране сыграла созданна€ в первый год советской власти Ќижегородска€ радиолаборатори€. ¬ результате работ, проведенных под руководством профессора ћихаила јлександровича Ѕонч-Ѕруевича, здесь был создан радиотелефон. ¬ лаборатории велись и работы по созданию ?радиотелескопа? ? телевидени€. 18 апрел€ 1921 года ¬.». Ћенин получил письмо от члена коллегии Ќаркомпочтел€ ј.ћ. Ќиколаева, в котором рассказывалось о проекте прибора, который должен был позволить при его усовершенствовании ?видеть на экране подвижное изображение говор€щего человека при радиотелефоне? (Ћенин ¬.». ѕолн. собр. соч., т.52, с. 154).

¬ последующие годы в стране удел€лось много внимани€ развитию телевидени€. Ќе проходило мес€ца, чтобы центральные газеты не сообщали о более или менее плодотворных попытках передачи изображени€ на рассто€ние. ¬есьма характерна терминологи€, которой пользовались тогда. “ак, 9 декабр€ 1922 года в ?ѕравде? была опубликована стать€ под названием ?говор€щий кинематограф и русский изобретатель?. –ечь шла об инженере ¬.».  оваленкове, который нар€ду с другими работами, описываемыми в статье, создает аппарат, позвол€ющий осуществить ?видение по проводам и по радио?. 18 феврал€ 1923 года ?ѕравда? сообщила: ?¬ радиоотделе √осударственного экспериментального электротехнического института провод€тс€ успешные опыты по передаче изображени€ на рассто€ние?, а 9 €нвар€ 1925 года ?»звести€? информировали читателей о том, что ќбщество друзей радио собираетс€ открыть первый в ———– ?радиокинематограф?. ќ телевидении пишут екатеринбургский ?”ральский рабочий?, тифлисска€ ?«ар€ ¬остока?, ташкентска€ ?ѕравда ¬остока?; ?–абоча€ газета? сообщила 16 декабр€1925 года, что на V съезде русских физиков Ћ.—. “ермен сделал доклад ?¬идение на далекое рассто€ние? и продемонстрировал на экране изображение ?движущейс€ живой руки?.

ќднако система дальновидени€ Ћьва —ергеевича “ермена сразу же была засекречена в св€зи с планами использовани€ ее в пограничных войсках. ѕредварительно ее приемник установили в кабинете наркомвоенмора  .≈. ¬орошилова, а передатчик ? во дворе наркомата. ѕозже маршал —.ћ. Ѕуденный вспоминал, как они с ¬орошиловым почти безошибочно узнавали людей, на которых была направлена телекамера. » хот€ дальнейшего практического развити€ эта работа “ермена не получила, современники высоко ее оценили.

¬скоре “ермен был направлен на разведывательную работу в —Ўј, а вернувшись в ———– (в генеральском чине), был арестован, работал в ?шарашке? над проблемой идентификации человеческого голоса (см. роман ј. —олженицына ?¬ круге первом?). ѕолучив свободу, он преподавал на физическом факультете ћ√” и умер в возрасте 99 лет.

ѕодтверждением того, что иде€ телевидени€ назрела и, что называетс€, носилась в воздухе, служит и истори€ де€тельности скромного ташкентского изобретател€ Ѕориса ѕавловича √рабовского. —ын ссыльного украинского поэта-революционера, определенного на вечное поселение в “обольск, √рабовский в 1918 году вступил в  расную јрмию, а после гражданской войны оказалс€ в “ашкенте, где стал работать лаборантом на физическом факультете только что основанного —реднеазиатского государственного университета. ”знав о работах –озинга, он задалс€ целью в крохотной, плохо оборудованной лаборатории решить задачу, над которой билась когорта физиков всего мира: решил сконструировать аппаратуру с электронной системой анализа и синтеза изображени€ и передатчик телевизионных сигналов.

¬ “ашкенте ему не хватает средств и технических возможностей. “огда √рабовский отправл€етс€ в —аратов, где с помощью Ќ.√. ѕискунова и ¬.». ѕопова создает и защищает перед учеными местного университета проект электронной телевизионной установки ? ?телефот?. »зобретателей посылают в ћоскву, где они успешно выступили с докладом на радиотехнической секции военно-технического управлени€  расной јрмии, а затем в Ћенинград, где в те годы находилс€  омитет по делам научных открытий и изобретений. ћнени€ экспертов комитета разделились, однако по насто€нию Ѕ.Ћ. –озинга √рабовский и его соавторы в 1925 году получили патент на свое изобретение. — трестом заводов слабого тока был заключен договор на создание действующей установки. ƒали смехотворный срок ? три мес€ца!  онечно, выполнение заказа было сорвано.

√рабовский возвращаетс€ в “ашкент и при поддержке местных властей продолжает работу. «имой 1928 года он демонстрирует свой ?телефот? ? передачу изображени€ на рассто€ние нескольких метров, а затем и больше (суд€ по тому, что в документах упоминаетс€ картина ?движени€ трамва€ и пешеходов?). »зображени€ были ?грубые и не€сные?. “ем не менее местные власти решили показать новинку в ћоскве. ѕри перевозке стекл€нные детали были разбиты, металлические покороблены. «аканчивалс€ 1929 год, к идее электронного “¬ в ћоскве охладели ? полным ходом шла подготовка к вещанию малострочного, ?дальнобойного?, доступного ?пролетари€м всех стран? механического “¬ с диском Ќипкова. –адиолюбители ———– принимали из-за рубежа именно такие передачи. —леды работы ташкентского энтузиаста затер€лись в бюрократических архивах...

  сожалению, изобретени€ √рабовского и “ермена не повли€ли сколько-нибудь существенно на ход развити€ отечественной телевизионной техники. Ќаступало врем€ коллективных, хорошо организованных и направленных исследований, которые опирались бы на мощную техническую базу.

¬ 1930 году во ¬сесоюзном электротехническом институте была создана лаборатори€ телевидени€ во главе с ѕавлом ¬асильевичем Ўмаковым. ќна приступила к разработке и постройке передающего устройства и приемника (с диском Ќипкова) механического телевидени€. —истема давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Ёлектрические сигналы, несущие изображение и звук, передавались раздельно, следовательно, дл€ приема телепередачи требовались два радиоприемника, один из которых имел телевизионную приставку. “ак как электрические сигналы преобразовывались в световые через посредство неоновой лампы, испускающей лучи красной части спектра, экран механического телевизора светилс€ розовым светом (современный монохромный телевизор имеет экран голубого свечени€, а до 40-х годов свечение экрана было зеленым).

Ѕольшую роль в развитии техники телевидени€ 30-х годов сыграли принимавшие де€тельное участие в разработке и освоении промышленностью приемно-передающей аппаратуры инженеры и ученые ¬.». јрхангельский, √.¬. Ѕрауде, ».—. ƒжигит, ».≈. √орон, Ћ.ј.  убецкий, ј.‘. Ўорин, ј.ѕ.  онстантинов.

¬ п€тилетнем плане развити€ радиовещани€ ставилась задача организации в 1929-1930 годах регул€рной передачи изображений (неподвижных) дл€ радиослушателей ћосквы, Ћенинграда и ’арькова. ƒалее в плане работы Ќаркомата почт и телеграфа ———–, в состав которого в то врем€ входил ¬сесоюзный комитет по радиовещанию (¬– ), говорилось:

? Ќесомненно, что передача движущихс€ изображений имеет большую перспективу на развитие у населени€, нежели передача неподвижных изображений. ѕредварительные опыты показали, что конструкци€ приемного аппарата может быть сделана чрезвычайно простой и, счита€ в основном проблему такого аппарата у нас решенной, остаетс€ решить только серию деталей в виде точной перфорации дисков, изготовлени€ неоновых ламп и т. п. ¬ данном случае можно считать, что в течение двух лет это дело может быть поставлено на твердые производственные рельсы, и мы рассчитываем, что в начале 1930/31 года в ћосковской и Ћенинградской станции должна быть организована регул€рна€ передача телевидени€ с тем, чтобы к этому времени были выпущены не менее 500 приемных аппаратов. ћы рассчитываем, что в каждый следующий год должны выпускатьс€ не менее как по 2000 таких аппаратов, в св€зи с чем передача движущихс€ изображений к концу п€тилети€ должна быть организована помимо ћосквы и Ћенинграда в ’арькове,  иеве, “ифлисе, Ѕаку, —вердловске и Ќовосибирске (÷√јЌ’ ———–, ф. 3527, оп. 10, д. 77, л. 48,49).

30 апрел€ 1931 года ?ѕравда? напечатала сообщение: ?«автра впервые в ———– будет произведена опытна€ передача телевидени€ (дальновидени€) по радио. — коротковолнового передатчика –¬Ё»-1 ¬сесоюзного электротехнического института (ћосква) на волне 56,6 метра будет передаватьс€ изображение живого лица и фотографии?.

¬ этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиес€ изображени€!) и фотографические портреты ? без звукового сопровождени€, ?немые?.

¬скоре началась подготовка к регул€рному вещанию. »з здани€ ¬сесоюзного электротехнического института передатчик был перевезен на Ќикольскую улицу, дом 7, в ћосковский радиотехнический узел. 1 окт€бр€ 1931 года начались регул€рные опытные передачи, которые проводились через радиостанцию ћ√—ѕ—, работавшую на волне 379 метров (изображение) и 720 метров (звук). ¬скоре в ћоскву стали поступать сообщени€ о том, что эти передачи принимались радиолюбител€ми в “омске, Ќижнем Ќовгороде, ќдессе, —моленске, Ћенинграде,  иеве, ’арькове. ∆урнал ?√оворит ћосква? сообщал с гордостью, что в столице работало более тридцати самодельных телевизоров. ѕромышленность еще не выпускала телевизоры, хот€ и готовилась к этому. (¬ообще, развитие передающих станций в первые годы регул€рного телевидени€ в ———– обогнало развитие приемной сети.)

«десь мы подходим к вопросу о правомерности существовани€ механического телевидени€ в начале 30-х годов. »зображение тогда было технически несовершенным, содержание передач ? несерьезным.  ак св€зать с этим опубликованное в ?ѕравде? 17 €нвар€ 1932 года постановление —овета Ќародных  омиссаров ———–, в котором сказано: ?–азвитие приемно-передающей вещательной сети должно пойти по линии внедрени€ идеи телевидени€??

—обственно, телевидение начала 30-х годов и осуществл€ло решение только этой задачи ? внедрени€ идеи телевидени€. “елевизионное вещание было еще неспособно выполн€ть ни одну из функций, которые выполн€ет сегодн€шнее телевидение; оно еще не обладало ролью ни политико-информационной, ни эстетической, ни познавательной, не имело социально-педагогического значени€, но оно внедр€ло идею телевидени€.  ажда€ минута этого визуально несовершенного вещани€ утверждала возможность и необходимость его развити€, пробуждала интерес к телевидению в широких сло€х населени€. Ёнтузиазм радиолюбителей тех лет граничил с одержимостью. “ыс€чи людей от ќдессы до  амчатки собирали самодельные телевизоры, благо в магазинах уже можно было купить бумажный диск Ќипкова, изготовл€вшийс€ на нескольких фабриках.

Ѕлагодар€ тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, можно было распространить идею ?видени€ на рассто€нии? гораздо шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное. ƒело в том, что передачи механического телевидени€ ведутс€ на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в ћоскве мог охватить практически всю территорию ———–. ѕередачи же электронного телевидени€, хот€ и обладающего изображением гораздо более высокого качества, могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распростран€ютс€ только в пределах пр€мой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. —ледовательно, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы про€вл€ть практически только жители ћосквы и пригородов. –азумеетс€, така€ ограниченность зоны действи€ телецентра ограничивала бы и возможность широкого распространени€ идеи телевидени€. »нтерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем. ¬ дальнейшем вс€ истори€ телевидени€ проходит под знаком стремлени€ к удовлетворению тех требований, которые аудитори€ предъ€вл€ет к нему. Ётап механического телевидени€ ? поистине ?дальновидени€? ? был, безусловно, необходим в этом процессе.

ѕримерно в то же врем€, что и в ћоскве, начались передачи механического телевидени€ из Ћенинграда. √азета ?»звести€? писала 10 марта 1932 года, что ?на ленинградской радиостанции –¬-53 состо€лись первые опытные передачи изображений, давшие прекрасные результаты?. “елевизионные передачи начала вести одесска€ радиовещательна€ станци€ –¬-12. ћосква вела передачи 12 раз в мес€ц, в определенные дни, от 24 часов до 1 часа ночи, Ћенинград и ќдесса ? нерегул€рно.

15 апрел€ 1932 года ?ѕравда? сообщила, что Ћенинградский завод ? оминтерн? приступил к выработке первых 20 советских телевизоров. Ёто было очень важное сообщение ? до тех пор в нашей стране имелись только самодельные телевизоры, изготовленные в лаборатори€х или просто кустарно. ¬ 1933-1936 годах промышленность выпустила более 3 тыс€ч механических телевизоров марки ?Ѕ-2? с размером экрана 3x4см. “елевизор подключалс€ к радиовещательному приемнику вместо громкоговорител€.

ѕараллельно с развитием механического телевидени€ интенсивно велись работы и по разработке телевидени€ электронного. ¬ 1931 году —емен »сидорович  атаев в осуществление давней идеи –озинга сконструировал передающую трубку, названную им ?радиоглазом?. ≈е отличительна€ особенность ? так называема€ мозаика, состо€ща€ из мельчайших светочувствительных €чеек, в каждой из которых под действием света накапливаетс€ электрический зар€д. ћозаика дает возможность резко увеличить четкость и вследствие этого ? размер изображени€.

ѕочти одновременно с  атаевым аналогичное устройство (?иконоскоп?) запатентовал в —Ўј ¬ладимир  озьмич «ворыкин, учившийс€ в ѕетербурге у Ѕ.Ћ. –озинга.

»з воспоминаний ¬. . «ворыкина:

? ?–уководителем лаборатории был профессор Ѕорис –озинг, чье вли€ние на мою последующую жизнь оказалось очень значительным... я узнал, что он занимаетс€ вопросами телевидени€, о котором € раньше ничего не слышал. “ак € познакомилс€ с проблемой, котора€ привлекала мен€ на прот€жении большой части жизни.

 ак € пон€л, профессор –озинг изобрел принципиально новый подход к телевидению, с помощью которого он наде€лс€ преодолеть ограничени€ систем механической развертки, предлагавшихс€ прежними изобретател€ми. ≈го иде€ заключалась в использовании катодного луча, отклон€емого в вакууме с помощью электромагнитных полей. ¬се это было дл€ мен€ новым и захватывающим. ¬ последующие два года € проводил свое свободное врем€ в основном в лаборатории –озинга. (Ёта запись относитс€, по-видимому, к 1911 году.)

ј про 1918 ? 1919 годы написано следующее:

? ...я не хотел участвовать в гражданской войне и, более того, хотел работать в лаборатории и развивать занимавшие мен€ идеи. ƒл€ этого нужно было уехать в страну, где это не было проблемой. “акой страной мне представл€лась јмерика.

»де€ телевидени€ завоевывала мир, и в 1933 году «ворыкин получает приглашение приехать в ћоскву дл€ чтени€ лекций. ≈стественно, колеблетс€. ≈му даны заверени€, что, несмотр€ на ?белогвардейское? прошлое, никаких обвинений предъ€влено не будет.

¬от ленинградские впечатлени€ «ворыкина (опуска€ горестные строки о разрухе, царившей тогда в стране):

? ѕрограмма визита оказалась продуманной, она содержала много лекций, несколько посещений лабораторий и официальных ужинов. я обнаружил, что €вл€юсь гостем радиопромышленности и, стало быть, правительства, а не университетов, как € предполагал. Ётим объ€сн€лс€ уровень приема...  онечно, € спросил о профессоре –озинге. Ѕольша€ часть тех, кого € спрашивал, никогда о нем не слышали. Ќаконец мне сказали, что он был арестован во врем€ революции, сослан в јрхангельск и вскоре умер. (Ќа самом деле –озинг был арестован в апреле 1931 года, умер в 1933-м ? возможно, в то самое врем€, когда его ученика с почетом принимали в ѕитере.)

ƒостижени€ ученых, добившихс€ в лабораторных услови€х значительных успехов в разработке электронной системы телевидени€, привели к тому, что передачи механического телевидени€ в ћоскве в декабре 1933 года были приостановлены. ѕоказалось нерациональным развивать его дальше ? век телевидени€ электронного сочли уже наступившим. ќднако, как вы€снилось очень скоро, промышленности нужно было еще освоить производство новой аппаратуры. ѕоэтому 11 феврал€ 1934 года опытные передачи механического телевидени€ были возобновлены, а с 15 но€бр€ 1934-го стали регул€рными. ќкончательно они прекратились в ћоскве лишь в апреле 1940 года, когда уже работал новый ћосковский телецентр на Ўаболовке (в  иеве механическое телевидение сохран€лось до начала войны).

«аслуживают внимани€ регул€рность и настойчивость, с какой пресса продолжает попул€ризировать идею телевидени€. ¬от что писала ?ѕравда? 24 окт€бр€ 1934 года, за несколько дней до начала регул€рного вещани€ с улицы 25 ќкт€бр€:

? ќбладатель радиоприемника в нашей стране может по радио только прослушать оперу, концерт или сообщение о событии, но не увидеть его.

¬ ближайшие дни этот пробел будет восполнен: с 15 но€бр€ ¬сесоюзный комитет по радиофикации приступает к регул€рному телевидению. ƒва раза в п€тидневку... с 24-х часов будут передавать в эфир не только звук, но и изображение. ѕравда, в первое врем€ очень немногие жители ———– смогут превратитьс€ из радиослушателей в радиозрителей: дл€ приема передач телевидени€ нужен специальный аппарат ? телевизор, которым обладают только несколько сот радиолюбителей страны. Ќо важно начать это большое дело, тем более что московский завод ?‘изэлектроприбор? освоил производство советских телевизоров с экраном размером 6x9 см. ѕерва€ сери€ этих телевизоров в ближайшее врем€ будет установлена на важнейших заводских радиоузлах дл€ коллективного пользовани€.

ћосковские радиостанции будут вести телевидение исключительно на советской аппаратуре. Ќа дн€х закончились испытани€ первого советского телепередатчика пр€мого видени€, построенного по конструкции инженеров јрхангельского и ƒжигита. ѕередатчик сконструирован с расчетом передачи не только из студии, но и с натуры. ” передатчика имеютс€ три объектива, что позволит передачу вести одновременно в нескольких планах.

ј через год после начала регул€рного вещани€, 14 но€бр€ 1935 года, была организована радиолюбительска€ телеперекличка. ѕередачу смотрели в ћоскве, »ванове, √орьком, ¬оронеже, Ћенинграде и  иеве. ѕерекличка дала сильный толчок к расширению приемной сети телевизоров с диском Ќипкова.

ќтметим, что специально оборудованное помещение на улице 25 ќкт€бр€ в полной мере отвечало тогдашним техническим услови€м ведени€ программ; ћосковский телецентр по праву считалс€ одним из наиболее технически совершенных телецентров мира.

"


–азместил: sergey [07/03/2005]

 
· Ѕольше про »стори€ спутникового “¬
· Ќовость от sergey


—ама€ читаема€ стать€: »стори€ спутникового “¬:
ќхват территории –еспублики Ѕеларусь эфирным телевизионным вещанием


—редн€€ оценка: 0
ќтветов: 0

ѕожалуйста, проголосуйте за эту статью:

ќтлично
ќчень хорошо
’орошо
Ќормально
ѕлохо



 Ќапечатать текущую страницу Ќапечатать текущую страницу


· √лавна€
· ƒобавить статью
·  онтакт
· ќборудование
· ќбъ€влени€
· ѕоиск по сайту
· —татьи




Ћогин

ѕароль

Ќе зарегистрировались? ¬ы можете сделать это, нажав здесь.  огда ¬ы зарегистрируетесь, ¬ы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Ј √лавна€
Ј ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ ƒЋя ѕ–»®ћј —ѕ”“Ќ» ќ¬ќ√ќ и Ё‘»–Ќќ√ќ “¬




www.onliner.by www.kufar.by www.hostfly.by www.av.by www.yandex.by
„астное торговое унитарное предпри€тие Ѕ≈Ћ—ј“плюс. —видетельство о регистрации є 190991566.
¬ыдано ћ√» , дата выдачи 19.03.2008 г.    ”Ќѕ 190991566.    —ведени€ о розничном торговом объекте включены в “орговый реестр –еспублики Ѕеларусь.
јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3.    √ор. тлф./факс   +375 (17) 35-49-777.    A1   +375 (44) 5-8888-77.    Ћайф   +375 (25) 7-88888-7.    ћ“—   +375 (29) 752-44-78.
Copyright (b-b)© 2005 by (b-b)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
ќткрытие страницы: 0.26 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com