b-b.by “лф. волна ¬рем€ работы јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3. ѕишите на email  
  Ћогин: ѕароль:
    >>–егистраци€     «абыли пароль?    

 

–азвитие спроса и предложени€ на телевизионное вещание в ———– (1957 - 1970)

»стори€ спутникового “¬ Andrew написал "

16 ма€ 1957 года постановлением —овета ћинистров ———– радио и “¬ были выведены из подчинени€ ћинистерству культуры и обрели собственный статус в государстве: был образован √оскомитет по радиовещанию и телевидению при —овете ћинистров ———–. ѕримерно в это же врем€ без лишней огласки по€вилась и нова€ контролирующа€ и руковод€ща€ €чейка ? сектор радио и “¬ в отделе пропаганды и агитации ÷   ѕ——. “аким образом функции электронных —ћ» были окончательно определены. ѕока телевизоров в стране было немного, телевидение существовало как технический аттракцион, приобщающий зрителей к культуре: в программе преобладали концерты, фильмы, спектакли, цирковые представлени€. Ќо как только “¬ стало массовым ? прав€ща€ парти€ возложила на него серьезные агитационно-пропагандистские задачи, поставив в р€д с печатью и радио. «десь уместно вспомнить ленинское замечание о том, что политика начинаетс€ там, где миллионы, не там, где тыс€чи, а именно там, где миллионы людей.  ак раз в 1957 году количество телевизоров в ———– превысило один миллион.

«а один лишь этот год число программных телецентров в стране выросло более чем вдвое: было 9, стало ? 20. ≈ще более бурный рост наблюдалс€ в последующие годы: 1960 ? 84 телецентра, 1965 ? 121. ќднако поначалу это были телевизионные ?острова?, никак не св€занные друг с другом (если не считать рассылки сн€тых на кинопленку новостных сюжетов и концертных номеров). Ѕольшое значение имел и такой технический аспект, как переход в 1957 году на новые модели телевизионных приемников ? был введен новый √ќ—“. —амым массовым становилс€ телевизор с невиданным прежде размером экрана 35 см по диагонали (?–екорд?, ?—тарт? и др.). Ѕолее обеспеченные семьи теперь могли себе позволить ?–убин? или ?“емп? (43 см), в небольших количествах стал производитьс€ и ?янтарь? (53 см). Ёто дало возможность создател€м передач расширить диапазон изобразительно-выразительных средств: прежде ?открыточный? формат массового телевизора ? ¬Ќ-49? (18 см по диагонали) сдерживал творцов, не позвол€л использовать общие планы, эффектные панорамы.

—разу же обозначим и другую границу рассматриваемого в этой главе исторического периода. 12 июл€ 1970 года указом ѕрезидиума ¬ерховного —овета был создан √осударственный комитет —овета ћинистров ———– по телевидению и радиовещанию. »счезновение трех букв ?при? означало, что электронные —ћ» официально включаютс€ в систему государственного управлени€: режиссеры и журналисты теперь не ?при? власти, а часть самой власти ? первой и единственной, государственные служащие, св€занные жесткой дисциплиной, но и обладающие некоторыми привилеги€ми.

ѕереименование подвело черту под реально происшедшими переменами. ‘актически к такому положению работники “¬ пришли постепенно ? за те же 13 лет (1957 ? 1970), которые считаютс€ золотыми годами, романтическим периодом истории “¬. “ем не менее престиж “¬ в обществе и в партийно-государственной иерархии за это врем€ необычайно вырос. » то, что в названии ведомства телевидение оказалось поставленным впереди радиовещани€ ? констатаци€ заслуженной победы, приоритета более молодого —ћ».

÷ентральна€ студи€ телевидени€, вещавша€ с 1956 года по двум каналам, в 1965-м начала передачи по третьей (учебной) программе, а в 1967-м ? и по четвертой. ¬ 1970 году еще 3 телецентра (в “ашкенте, ‘рунзе и јлма-јте) вели передачи по четырем программам, 6 ? по трем программам и 63 ? по двум программам. Ќо дл€ подавл€ющего большинства телезрителей вещание оставалось однопрограммным и черно-белым (хот€ с 1967 года в ћоскве начались регул€рные цветные передачи).

¬ 1967 году в ћоскве вступил в эксплуатацию “елевизионный технический центр в ќстанкине. ≈го передатчики размещены в железобетонной башне уникальной конструкции. Ѕашн€, имеюща€ более чем полукилометровую высоту, обеспечивает прием передач в радиусе 130 километров. ќстанкинский телецентр по сей день остаетс€ крупнейшим в ≈вропе. ќбщий объем здани€ ? свыше одного миллиона кубических метров, полезна€ площадь ? почти 200 тыс. кв. м.  аждый из 14 аппаратно-студийных блоков телецентра общей площадью 7 тыс. кв. м обладает комплексом аппаратуры, обеспечивающей полный цикл производства телепрограмм; четыре из этих павильонов располагают помимо телевизионной аппаратуры еще и оборудованием, необходимым дл€ съемки телефильмов.  роме того, в телецентре имеетс€ концертна€ студи€ на 800 мест.   передатчикам ““÷ был подключен реконструированный аппаратно-студийный комплекс телецентра на Ўаболовке.

ќдновременно создавались наземные и космические линии св€зи, которые позвол€ли транслировать московские передачи на тыс€чи и тыс€чи километров. ¬ 1964 году через спутник св€зи ?ћолни€-1? в пор€дке эксперимента к ÷ентральному телевидению был подключен ƒальний ¬осток. —истема ?ќрбита? была введена в строй в 1967 году, одновременно с ќстанкинским телецентром. “аким образом, территори€, покрыта€ телевизионным вещанием, сразу же значительно расширилась, охватив районы  райнего —евера и ƒальнего ¬остока. ¬последствии строительство станций ?ќрбита? продолжалось, распространившись на обширные территории —ибири и —редней јзии.

„исло программных телецентров к 1970 году достигло 130 и уже ставилс€ вопрос о их сокращении, так как радиорелейные кабельные линии и спутники св€зи позвол€ли создать централизованную систему телевизионной пропаганды. ћестные же программы рассматривались как неполноценна€ ?самоде€тельность?.   1970 году телеприемники с экраном 59 см по диагонали выпускались в огромных количествах дес€тком заводов военных министерств (?–убин?, ?Ѕерезка?, ?„айка?, ?‘отон?, ? аскад?, ?“аурас?, ?Ёлектрон?, ?“емп? и др.), по€вилась переносна€ модель, способна€ работать от аккумул€тора (?ёность-2?). “ехника телецентров претерпела еще более радикальные изменени€. ќператоры получили новое поколение студийных камер, оборудованных трансфокаторами. Ѕольшие видеомагнитофоны (в телецентрах и ѕ¬— ? передвижках на базе автобуса) существенно изменили характер программ, вещание стало более упор€доченным, исчезли неожиданности, присущие пр€мому эфиру.

¬ 1957-м ÷ентральна€ студи€ телевидени€ осваивала первый дес€ток ?немых? 16 мм кинокамер, а к 1970-му сложилось насто€щее кинопроизводство, способное решать любые творческие задачи. Ќа киностуди€х по заказу “¬ были сн€ты отличные многосерийные картины. „то касаетс€ ?текущей? продукции “¬, то тут в полной мере вы€вилась закономерность: дл€ по€влени€ новой передачи должны совпасть технические возможности и социальные потребности, которые в то врем€ выражались и регулировались партруководством (лозунг ?Ќарод и парти€ едины? отражал реальное положение вещей, как и более стара€ и откровенна€ формулировка ? аждый народ достоин своего правительства?).

¬нутри 13-летнего периода можно выделить два этапа. –убеж ? осень 1961-го, XXII съезд  ѕ——. »сторию “¬ нельз€ рассматривать в отрыве от истории страны. ѕропаганда, как известно, должна обслуживать нужды политики и не может быть лучше, чем эта политика. »стори€ общественно-политических и новостных телепрограмм 1957 ? 1970 годов без большой нат€жки может быть сопр€жена с историей пропагандистских кампаний, проводившихс€ по указанию руководства  ѕ—— всеми средствами массовой информации. ¬едь в большинстве постановлений ÷   ѕ—— и —овмина ———– (а их выходило дес€тки в год) содержалс€ пункт, начинающийс€ словами: ?ќб€зать √осударственный комитет по радиовещанию и телевидению...? » переверстывались программы дн€, квартальные и годовые планы, чтобы ?отразить? последние мудрые решени€, выполнить ценные указани€. Ќо ? рассмотрим эти кампании в хронологическом пор€дке.

—овнархозы и фестиваль ? жаркое лето 57-го.

¬есной 1957 года советское “¬ было об€зано вместе с другими —ћ» пропагандировать преимущества новой системы управлени€ промышленностью и строительством ? через совнархозы вместо министерств. —начала шло ?всенародное обсуждение? предложенного власт€ми новшества, а с 10 ма€, когда был прин€т ¬ерховным —оветом соответствующий закон, началась кампани€ ?всенародного одобрени€?. ѕосле смещени€ Ќ.—. ’рущева в 1964 году та же общественность столь же гор€чо приветствовала по всем каналам массовой информации возвращение к прежним пор€дкам ? ликвидацию совнархозов. “акже весной 1957-го было объ€влено о выпуске нового госзайма развити€ народного хоз€йства. –абочие и служащие ?единодушно? приветствовали (на экранах ? не в жизни) выпуск нового займа и ?с радостью отдавали двухнедельный заработок? родному государству. Ёто был, как позже вы€снилось, последний заем. „ерез год ?по инициативе труд€щихс€? практика ежегодных госзаймов была прекращена ? вместе с выплатой выигрышей по займам прежних лет. ѕараллельно шла кампани€ за запрещение €дерного оружи€, в поддержку миролюбивой внешней политики —оветского —оюза. ≈ще свежи были в пам€ти венгерские событи€ 1956-го (?подавление контрреволюционных выступлений?) и ?империалистическа€ агресси€? против ≈гипта. ћолодые советские люди с энтузиазмом готовились оказать помощь арабам, как, впрочем, и кому угодно, лишь бы было за€влено о намерении строить социализм и противосто€ть јмерике (в полном соответствии со стихами ћихаила —ветлова: ?ќн хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в √ренаде кресть€нам отдать?). “акие настроени€ посто€нно подпитывались пропагандой.

¬ начале рассматриваемого периода характер сообщений о текущих событи€х по “¬ ничем не отличалс€ от газет и радио: те же тексты читались диктором с экрана.  ак уже сказано, к 1957 году на ÷—“ по€вились ?немые? кинокамеры, так что информаци€ о митингах по поводу очередных про€влений заботы партии о народе или происков коварного империализма могла сопровождатьс€ ?картинкой? всенародного ликовани€ или гнева. ¬ любом случае ответом труд€щихс€ было ?прин€тие новых, повышенных социалистических об€зательств?. — самого начала 1957 года ?развернулось соревнование в честь 40-лети€ ¬еликого ќкт€бр€?.

—мысл ?соцсоревновани€? со времен шахтера —таханова был один: чтобы люди работали с более высокой производительностью, а потому расценки за труд можно было бы снизить.   этому времени термин ?стахановцы? был исключен из пропагандистского арсенала как устаревший, но смысл кампании оставалс€ прежним. ¬скоре, как мы увидим, по€в€тс€ новые броские формулировки... “елезрители ћосквы и других городов, куда пленка пересылалась самолетами, могли видеть, как на IX сессии ¬ерховного —овета –—‘—– 28 ма€ депутаты ?бурными, продолжительными аплодисментами встретили по€вление в правительственных ложах товарищей Ќ.ј. Ѕулганина, Ћ.ћ.  агановича, √.ћ. ћаленкова, ј.». ћико€на, ¬.ћ. ћолотова...? ? и далее по алфавиту. –ассмотрен вопрос о создании на территории –оссийской ‘едерации семидес€ти совнархозов. –ешение прин€то, как всегда, единогласно. ѕрошел всего лишь мес€ц, и в размеренную кампанию подготовки к 40-летию ќкт€бр€ и гр€дущему фестивалю молодежи вклинилась непредвиденна€, драматическа€ информаци€: ?22?29 июн€ состо€лс€ ѕленум ÷   ѕ——. ѕленум обсудил вопрос об антипартийной группе ћаленкова √.ћ.,  агановича Ћ.ћ., ћолотова ¬.ћ.?. ќ том, что произошло на самом деле, народ узнал несколько лет спуст€. “огда же дикторы “¬ несколько раз прочитали в эфире текст постановлени€ пленума ÷ : ?ќни были против расширени€ прав союзных республик в области экономического и культурного строительства... јнтипартийна€ группа не только не понимала, но и сопротивл€лась меропри€ти€м партии по борьбе с бюрократизмом, по сокращению раздутого государственного аппарата... Ёта группа упорно сопротивл€лась и пыталась сорвать такое важнейшее меропри€тие, как реорганизаци€ управлени€ промышленностью, создание совнархозов в экономических районах... ќни вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами, област€ми, республиками призыва партии ? догнать в ближайшие годы —Ўј по производству молока, масла и м€са на душу населени€?. (’рущев в одной из речей сообщил, что в —Ўј производитс€ 102 кг м€са ?на душу?, а в ———– лишь 32 кг, но это отставание вскоре будет ликвидировано.)

Ќарод ликовал и единодушно демонстрировал презрение к тем, чьи портреты выносились на помойку. Ќарод и парти€, как всегда, были едины. Ћишь некоторые циники из числа писателей зафиксировали в дневниках, что ликование было бы не меньшим, если помен€ть фамилии ? при ином исходе голосовани€ на пленуме ÷  ?антипартийной? вполне могла стать группа во главе с ’рущевым. ?¬се выступавшие, как один человек, ? читал диктор, ? с возмущением осуждали действи€ ћаленкова,  агановича, ћолотова, которые пытались сбить партию с единственно правильного ленинского пути?. “акие передачи шли по “¬ несколько недель.

¬ 1957 году в результате перестройки управлени€, сокращени€ числа министерств новому радиотелевизионному ведомству во главе с авторитетным —.¬.  афтановым досталось прекрасное, только что построенное большое здание на улице ѕ€тницкой, 25. ѕоистине дл€ электронных —ћ» этот год оказалс€ на редкость удачным!

ј в конце июл€ началось и две недели продолжалось событие, гораздо более значительное дл€ истории отечественного “¬, чем все кремлевские заговоры. ѕрошел VI ¬семирный фестиваль молодежи и студентов (как будто студенты не относ€тс€ к молодежи... но не будем строги к формулировкам тех лет). ѕо€вление иностранца в ———– было событием. ј тут их ожидалось в ћоскве несколько тыс€ч ? исключительно молодых и прогрессивных, т. е. желающих, по всем данным, распространить наши пор€дки на весь мир. ‘естивальные трансл€ции ошеломили всех. Ёто были две недели великолепной телевизионной импровизации на базе только что полученных шести новых передвижных телевизионных станций, по€вл€вшихс€ в ключевых точках общемосковского всенародного карнавального действи€. ѕодготовка к фестивалю шла в рамках официоза. ѕриведем отрывок сценари€ о ћосковском университете, который должен был прин€ть на себ€ основную ?нагрузку? иностранцами. ѕередачи шли под рубрикой ?Ќавстречу фестивалю? (тогда, кстати, был впервые приглашен в эфир в качестве переводчика ставший впоследствии известным телеведущим Ћеонид «олотаревский). »так, канун фестивал€, ћ√” в радостном напр€жении:

? —коро под сводами высокого здани€ ћосковского университета и на окружающих его широких партерах встрет€тс€ молодые посланцы многих стран, зазвучат приветстви€ на €зыках народов почти всего земного шара. ƒворец науки на Ћенинских горах станет одним из основных центров предсто€щего VI ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов. »менно здесь, на Ћенинских горах, будет осуществл€тьс€ почти вс€ студенческа€ программа фестивал€. ѕриближение праздника мира и дружбы ощущаетс€ в жизни университетского коллектива все нагл€днее и €рче.  ак обычно, идут зан€ти€, экзамены, научна€ работа. Ќо едва ли найдетс€ в ћ√” хоть один человек, который бы не готовилс€ в то же врем€ к встрече зарубежных гостей, не вынашивал бы интересные замыслы и мечты в св€зи с этим событием.

—ценки из жизни университета (разумеетс€, поставленные и отрепетированные) показывали, сколь ответственно относ€тс€ представители советской молодежи к встрече с посланцами неведомых миров. » вот, наконец, свершилось! ”ступаем место очевидцам (поскольку автор данной главы еще без микрофона встречал фестивальные колонны, наход€сь на лесах ремонтируемого здани€, которое позже стало известно как дом Ѕулгакова, возле площади ћа€ковского).

¬споминает Ћеонид «олотаревский:

? ѕод руководством директора ÷ентральной студии телевидени€ ¬.—. ќсьминина (прекрасный был директор!) мы приступили к созданию первых курсов по подготовке телерепортеров. ѕригласили несколько молодых, но уже имеющих профессиональное им€ международников: ёри€ ‘окина, “омаса  олесниченко, ћихаила «еновича, ≈вгени€ јмбарцумова, √еорги€ ћирского. “ренаж был простой, но эффективный: на киноэкран проецировали фильм репортажного жанра, предупредив заранее будущего телерепортера лишь о теме; спонтанный комментарий записывалс€ на магнитную ленту и потом анализировалс€. ѕосле двух мес€цев почти ежедневных упражнений нас бросили в омут пр€мого телевидени€. –аботали по четырнадцать часов в сутки.

Ќезабываем первый день ? открытие фестивал€. Ўествие участников начиналось из района ¬ƒЌ’ (там были построены тогда гостиницы ?«ар€?, ?јлтай?, ?¬осток?, где размещались делегаты) и должно было завершитьс€ на стадионе в Ћужниках.  аждый этап движени€ был рассчитан по времени, и соответственно была рассчитана по времени и спланирована по тематике работа каждой ѕ“— по пути следовани€ процессии. ёрий ‘окин размещалс€ со своим микрофоном возле старого универмага на углу —ретенки и —адового кольца. √де были остальные репортеры, не помню. я сидел на балконе шестого этажа жилого дома на улице „айковского. —в€зи у репортеров друг с другом, с центральной аппаратной и даже со своей ѕ“— не было.

≈динственный ориентир ? монитор с эфирной ?картинкой?. ћногими часами позже € узнал, что произошло: дл€ начала рухнул угол универмага из-за того, что на крышу залезли сотни желающих увидеть шествие. ¬месте с углом здани€ рухнул, едва начав работу, корреспондентский пункт,   счастью, травмы оказались несерьезными, и ‘окин продолжал репортаж, сто€ в пыли, среди битого кирпича, пр€мо на тротуаре. ћонитора он, естественно, лишилс€. ƒалее, энтузиазм москвичей сломал все графики движени€. ”частники шестви€ оказались в плену тыс€чных толп, и торжественна€ процесси€ с трудом продиралась в направлении стадиона. ћо€ ѕ“— начала работать часа на два позже, чем было запланировано, и вместо предполагавшихс€ двадцати минут пришлось ?держать эфир? около полутора часов. ћатериала было немного, информации ? еще меньше, зато энтузиазма хоть отбавл€й. Ќа энтузиазме и продержалс€. ј потом были четырнадцать дней и четырнадцать ночей ? митинги, концерты, встречи, просто праздничные площади.

¬споминает ёрий ‘окин:

? —олнце в тот день палило нещадно, день был очень жаркий. “онваген сто€л как раз под зданием универмага, и с крыши автомобил€ открывалась неплоха€ панорама, а больше мне ничего и не нужно было. я влез на свою наблюдательную площадку и огл€делс€. ¬ижу ? на крыши домов взобралась уйма народа. »нтересно, а что, и на нашем здании тоже? ѕосмотрел. » действительно увидел массу людей на крыше щербаковского универмага. » как только € подумал, что вот с этого хорошо бы и начать ? увидел нечто удивительное: вдруг по зданию универмага змейкой побежала трещина, послышалс€ скрежет. » тогда € совершенно инстинктивно, безо вс€ких размышлений прыгнул вниз. ќчнулс€ € заваленный обломками, штукатуркой и щебнем... Ќадо было успеть на продолжение репортажа в Ћужники. ѕоймал милицейский мотоцикл, потом мен€ пересадили в автомобиль.  огда € по€вилс€ в Ћужниках, вид у мен€, очевидно, был малопривлекательный.  остюм ? в клочь€, рубашка порвана, из ссадины на лбу сочилась кровь. ¬ медпункте мен€ привели в пор€док. » когда € подн€лс€ минут через п€тнадцать наверх, некоторые товарищи удивл€лись, что € еще жив. Ќемецкое агентство ƒѕј уже успело оповестить, что советский комментатор ёрий ‘окин погиб во врем€ обвала, происшедшего из-за скоплени€ людей на крыше щербаковского универмага. » вот как только фестивальное шествие приблизилось к стадиону, ?покойник? заговорил. » говорил он около полутора часов: мои коллеги-комментаторы просто не могли добратьс€ до Ћужников. ¬о врем€ передачи мен€ три раза кололи шприцами, давали глотать какие-то медицинские снадобь€, чтоб поддержать силы.  ак € справилс€ со своей задачей, как вел репортаж, мне судить трудно. Ќо, во вс€ком случае, телезрители ћосквы и  иева (это был первый репортаж, который передавалс€ через самолет-ретрансл€тор на  иев) услышали и увидели передачу.

¬споминает √алина Ўергова:

? 1957 год. ¬ ћоскве проходит ¬семирный фестиваль молодежи и студентов. “елевидение транслирует с новорожденного стадиона в Ћужниках церемонию закрыти€ фестивал€. ћен€ вместе с народной артисткой ———– ќ.¬. Ћепешинской пригласили комментировать празднество. ћы с ней бодро беседуем в комментаторской кабине, стара€сь не обнаружить подступающей к горлу робости. ћне предстоит комментировать политическую часть программы, ќльге ¬асильевне отдано искусство. «вучат фанфары. «еленую палитру стадиона все гуще п€тнают многоцветные блики ? полосы колонн. ѕередо мной нет текста, нужно ?вживую?, гл€д€ на зрелище, раскрыть зрителю его смысл, да еще и передать краски праздника (тогда “¬ было черно-белым).

»з книги ¬ладимира —аппака ?“елевидение и мы?:

? ѕередающие камеры установлены пр€мо на улице. ѕроспект ћира. ѕлощадь ћа€ковского. ѕлощадь ¬осстани€. » нескончаемый поток открытых машин ? это едут делегаты фестивал€. “елевизор выхватывает из общего шестви€, из огромных людских толп отдельные группы фигур.  рупные планы ? как портреты с хорошей фотовыставки.  акое многообразие человеческих типов!  акое разноголосие песен, форм выражени€ своей радости! » как это ? при всей пестроте, даже экзотичности ? похоже на знакомое, наше, вплоть до поражающего вдруг сходства совсем разных по своему типу лиц!  ажетс€, весь город охватило общее чувство.  ак его назовешь? ќткрытость хорошим чувствам? ќщущение всеобщей молодости? ƒа, молодежь ? сегодн€ хоз€йка всего, что происходит.  ажетс€, даже ?средний возраст? москвичей снизилс€ этак лет на дес€ть... ƒавно нарушен предварительный ?литературный сценарий? передачи. ѕревышены все регламенты. »дет вдохновенна€ ? в масштабах целого города ? импровизаци€. » люди, сид€щие у своих телевизоров, чувствуют себ€ причастными к тому, что сейчас, сию минуту происходит на улице. ќни вт€нуты, включены в общий круг. ќни живут той же минутой и так же, как те, кто идет или едет по улицам, ощущают значительность этой минуты, живое дыхание ее. Ёто так: одни на улицах, другие у своих окон, третьи у телевизоров, и у всех общее волнение, обща€ ответственность. ¬се мы ? участники ћосковского фестивал€!

—кандалы в эфире и вокруг эфира

—овершенно естественно, что после фестивал€ творцы “¬ находились в эйфории ? так же как победители великой войны в 1945 году. » так же, как тогда, партруководство страны поставило их на место, подобающее ?винтикам? тоталитарной системы. ѕовод нашелс€ быстро. ?ѕрекрасный директор ÷—“? ¬.—. ќсьминин и еще р€д работников были уволены, секретариат ÷  партии вынес жесткое решение о передаче ?¬¬¬? (¬ечер веселых вопросов) ? аналоге будущего ? ¬Ќ? ( луб веселых и находчивых).

»з книги ¬ладимира —аппака ?“елевидение и мы?:

? ќднажды ведущие викторину допустили какую-то ошибку. ”слови€ игры были слишком облегчены, и победителей оказалось во много раз больше, чем предполагалось. ћы, зрители, стали свидетел€ми, как выполнившие задание все прибывали и прибывали из города, вот они уже забили всю сцену, мы увидели растер€нность организаторов передачи, наступила ?томительна€? (а дл€ нас полна€ переживаний и впечатлений!) пауза; наконец, передача была прервана, прекращена. ј через некоторое врем€ где-то даже промелькнуло сообщение, что, мол, на ?виновных? наложено взыскание. ѕраво же, их стоило премировать!

ѕремировать было не за что: наплыв людей и давка во ƒворце культуры ћ√” на Ћенинских горах, откуда транслировалась передача ?¬¬¬?, оказались столь велики, что пришлось вызывать машины ?—корой помощи?. ѕричина была в том, что ведущий ?¬¬¬?, композитор и известный мастер розыгрышей Ќикита Ѕогословский не полностью объ€вил услови€ очередного конкурса телезрителей. ќн призвал немедленно приехать на Ћенинские горы всех, кто может надеть зимнюю одежду, шапку и валенки... забыв написанную в сценарии (авторы —. ћуратов, ћ. яковлев, ј. јксельрод) ?небольшую деталь?. —ценаристы просили иметь в руках новогодний (в сент€бре) ? т. е. вышедший восемь мес€цев назад ? номер газеты ? омсомольска€ правда?. ќтсюда и столпотворение. Ќо постановление секретариата ÷   ѕ—— усмотрело более глубокие пороки передачи ?¬¬¬?. ÷итировалс€ в строгом партийном документе как пример ?оглуплени€ советских людей? такой вопрос викторины: ? ак кошка слезает с дерева ? хвостом вверх или вниз?? “акие вопросы были объ€влены недостойными советского человека.

¬споминает јлександр ёровский (в 1957-м редакто𠓬):

? ѕередачи ?¬¬¬? проводились с ма€ 1957 года и были одной из форм подготовки молодых москвичей к фестивалю.  онкурсы ?¬¬¬? содержали р€д сведений, касающихс€ фестивал€, хот€ и не состо€ли только из них. ¬ передачу включались также эстрадные номера, в большей или меньшей степени св€занные с тематикой фестивал€. ѕо окончании фестивал€ решено было продолжить выпуски ?¬¬¬? ? они пользовались у зрителей бесспорным успехом. Ќо, утратив политическую направленность, ?¬¬¬? лишилс€ идейной основы. —оздатели программы стали копировать отнюдь не лучшие образцы зарубежных телевизионных викторин. —реди заданий, адресованных телезрител€м, были, например, такие: привезти в зал, где идет ?¬¬¬?, фикус, самовар и третий том сочинений ƒжека Ћондона; или ? привезти младенца, родившегос€ в день первого ?¬¬¬?, с инициалами из трех ?¬?; или €витьс€ в шубе, шапке и валенках в сент€бре и т. п. —оздатели ?¬¬¬? не учитывали фактора массовости аудитории телевидени€ (а ведь в 1957 году в ћоскве было уже около миллиона телевизоров, т. е. более 4 миллионов телезрителей). Ќе все то, что хорошо в семейном кругу или даже в доме отдыха, среди сотни-другой людей, так же хорошо дл€ массовой аудитории.  огда кто-то попадает в глупое положение на глазах у 4 ? 5 человек ?глупо выгл€дит он один; когда за глупостью наблюдают 4 ? 5 миллионов человек ? оглупл€ютс€ и они. ѕечать, общественность, партийные органы резко осудили эти передачи за их духовную пустоту. ?¬¬¬? стал ?¬¬«? ? вечером возмущени€ зрителей?, ? писала 1 окт€бр€ 1957 года газета ?ћосковский комсомолец?. ѕример ?¬¬¬? лишний раз показал, что вс€ка€ телевизионна€ передача, коль скоро она предназначена дл€ массовой аудитории, ? имеет значение прежде всего пропагандистское. “€желый урок не прошел даром...

—опоставл€€ событи€ 1957 года, приходитс€ признать, что скандал с ?¬¬¬? был лишь незначительной частью куда более масштабной кампании воспитани€ советской интеллигенции. 13 ма€ состо€лась встреча Ќ.—. ’рущева с писател€ми. –уководитель партии в двухчасовой речи за€вил, в частности, следующее: ?¬ среде интеллигенции нашлись отдельные люди, которые начали тер€ть почву под ногами, про€вили известные шатани€ и колебани€ в оценке р€да сложных идеологических вопросов, св€занных с преодолением последствий культа личности... Ёто произошло потому, что некоторые товарищи односторонне, неправильно пон€ли существо партийной критики культа личности —талина. ќни пытались истолковать эту критику как огульное отрицание положительной роли ».¬. —талина в жизни нашей партии и страны и встали на ложный путь предвз€того выискивани€ только теневых сторон и ошибок в истории борьбы нашего народа за победу социализма, игнориру€ всемирно-исторические успехи —оветской страны в строительстве социализма?. ¬ июле того же достопам€тного 1957-го ’рущев вновь обратилс€ к теме идейности интеллигенции на партийном активе. »з трех его выступлений был смонтирован один ?основополагающий? документ ?«а тесную св€зь литературы и искусства с жизнью народа?. ќпубликовали его только 28 августа (то ?антипартийна€ группа?, то фестиваль мешали, кампании не должны были перекрывать друг друга). ¬ сент€бре началась масштабна€ ?проработка? недостаточно идейных творцов. —кандал с ?¬¬¬? подвернулс€ кстати. ¬скоре были заменены главные редакторы почти всех московских литературных журналов. —вои интриги развернулись и в √оскомитете по радиовещанию и телевидению.

¬споминает Ќиколай  арцов:

? ¬ ÷  создали сектор радиовещани€ и телевидени€. —обственно сектора-то еще не было, а только его заведующий, бывший работник управлени€ местного радиовещани€ √еоргий јлександрович  азаков. „еловек он был очень и очень ?своего времени?. ћне вспоминаетс€, как всегда чем-то напуганный, опережа€ событи€, он спешил ?доложить по начальству?. ≈го не без оснований побаивались. ƒело радио и телевидени€ бурно и успешно развивалось. » вот  азаков неожиданно стал первым заместителем председател€  омитета. Ёто был абсолютный антипод  афтанову. Ќовым же заведующим сектором стал весьма известный ныне јлександр Ќиколаевич яковлев (кажетс€, это была одна из первых его должностей в ÷ ).

ѕрид€ к кормилу власти,  азаков начал с угодной ему перестановки кадров. ƒелалось это под предлогом того, что  афтанов, хот€ и опытный руководитель, но человек новый, а он,  азаков, старый и все понимающий работник, должен ему помочь, и притом решительно. ¬ какой-то из газет по€вилась разгромна€ стать€ по поводу комитета. ¬ ней содержалось много предвз€тых нелепостей в стиле 1937 года. —ергей ¬асильевич недоумевал. ѕросил своего первого зама вы€снить, кто же автор, чтобы печатно объ€снитьс€. Ётот же вопрос он задал и мне: ? то бы это мог написать такое?? ? ?—уд€ по жесткой тональности и раздражительности ?  азаков?. ? ?Ќе может быть, это же мой первый зам! я именно ему поручил разобратьс€, и он обещал вы€снить?. ј что тут было вы€сн€ть? —тать€ подписана псевдонимом ?√аков?. ‘амили€ эта встречаетс€ в радийных газетах и журналах с конца 30-х. я почти уверен, что этот псевдоним означает √.ј.  азаков ? ?√аков?. ƒело вскоре обернулось в куда более сложную сторону. ¬ ту пору уже состо€лс€ XX съезд с разоблачени€ми культа личности —талина.  оммунисты знали текст доклада ’рущева. “огдашний секретарь парткома ¬сесоюзного радио ¬севолод Ќиколаевич –ужников на партийном собрании выступил с докладом о незаслуженном преследовании и даже арестах старых работников радио, где привел и тексты доносов на так называемых ?врагов народа?. ћногие из подобных материалов принадлежали перу  азакова. ¬се это вызвало у собрани€ презрение к автору клеветнических материалов √.ј.  азакову ? √акову. ѕосле этого пам€тного собрани€ новоиспеченный первый зам председател€  омитета на работу не €вилс€, а вскоре был переведен в ¬ысшую партийную школу. ”  афтанова по€вилс€ новый первый зам. ? умный и активный журналист и дипломат Ёнвер Ќазимович ћамедов.  акие передачи шли на фоне этих передр€г ? никто толком вспомнить не может.

"


–азместил: sergey [06/03/2005]

 
· Ѕольше про »стори€ спутникового “¬
· Ќовость от sergey


—ама€ читаема€ стать€: »стори€ спутникового “¬:
ќхват территории –еспублики Ѕеларусь эфирным телевизионным вещанием


—редн€€ оценка: 4
ќтветов: 1


ѕожалуйста, проголосуйте за эту статью:

ќтлично
ќчень хорошо
’орошо
Ќормально
ѕлохо



 Ќапечатать текущую страницу Ќапечатать текущую страницу


· √лавна€
· ƒобавить статью
·  онтакт
· ќборудование
· ќбъ€влени€
· ѕоиск по сайту
· —татьи




Ћогин

ѕароль

Ќе зарегистрировались? ¬ы можете сделать это, нажав здесь.  огда ¬ы зарегистрируетесь, ¬ы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Ј √лавна€
Ј ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ ƒЋя ѕ–»®ћј —ѕ”“Ќ» ќ¬ќ√ќ и Ё‘»–Ќќ√ќ “¬




www.onliner.by www.kufar.by www.hostfly.by www.av.by www.yandex.by
„астное торговое унитарное предпри€тие Ѕ≈Ћ—ј“плюс. —видетельство о регистрации є 190991566.
¬ыдано ћ√» , дата выдачи 19.03.2008 г.    ”Ќѕ 190991566.    —ведени€ о розничном торговом объекте включены в “орговый реестр –еспублики Ѕеларусь.
јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3.    √ор. тлф./факс   +375 (17) 35-49-777.    A1   +375 (44) 5-8888-77.    Ћайф   +375 (25) 7-88888-7.    ћ“—   +375 (29) 752-44-78.
Copyright (b-b)© 2005 by (b-b)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
ќткрытие страницы: 0.29 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com