www.b-b.by “лф. волна ¬рем€ работы јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3. ѕишите на email  
  Ћогин: ѕароль:
    >>–егистраци€     «абыли пароль?    

 

—тереозвук на телевидении

„асто возникающие вопросы Andrew написал "

ѕодробное описание стереозвукового стандарта вещани€ и его разновидностей.

јвторы: »горь ѕеркис, ¬италий Ћогвиненко и √леб ¬ысоцкий. »сточник: perkis.narod.ru



—тереозвучание (обычное двухканальное) уже стало ?нормой жизни?. ƒаже сама€ проста€ переносна€ аппаратура сегодн€ готова к стерео воспроизведению. “елевизоры не отстают, и активно подт€гиваютс€ к этой линии фронта.  ак только модель поприличней, тут же и стереофони€. Ќо вот какой в этом толк обычному российскому телезрителю?

Ќаиболее очевидный смысл ? применение стереофонического телевизора в св€зке со стерео видеомагнитофоном (при условии, что видеоматериал будет записан в стерео режиме), но это не совсем или точнее нужно сказать совсем не телевидение.

ƒл€ начала немного общей информации.

ƒавайте немного разберемс€, что же такое стерео?

ќсобенностью человеческого слуха €вл€етс€ то, что он позвол€ет различать пространственное расположение источника звука. ƒаже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук. ѕри моно записи звуки записываютс€ при помощи одного микрофона и воспроизвод€тс€ из одного источника. ѕри этом информаци€ о пространственном расположении источников звука тер€етс€. —лушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину исход€щей из одной точки.

¬ системе стерео звук записываетс€ при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываютс€ отдельно друг от друга, и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. ѕри записи в студии, чаще всего, каждый источник звука записываетс€ отдельно. «атем все записанные каналы свод€тс€ звукооператором в два канала. ѕри этом задаетс€ необходимое их пространственное расположение. ѕри воспроизведении стереосигнал подаетс€ на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем кажда€ воспроизводит свой канал. —лушатель, наход€сь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составл€ющие распределены в пространстве между колонками.

ќдним из недостатков стереозвучани€ €вл€етс€ то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, наход€сь перед ней, а не внутри нее, так как звуки приход€щие с тыльной стороны отсутствуют. “ак же было замечено, что стереоэффект про€вл€етс€ в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивани€. Ёти недостатки попытались преодолеть в попул€рных в 70-е годы четырехканальных системах записи и воспроизведени€ звука, получивших название квадрофонических. –асположившись посередине между двум€ фронтальными и двум€ тыловыми колонками, слушатель находилс€ в центре звуковой картины, и получал звуковую информацию со всех сторон.   сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены, эти системы не получили широкого распространени€, хот€ опыт их создани€ был использован при разработке многоканальных систем домашнего кинотеатра.

Cтереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры дл€ записи и воспроизведени€ звука. ƒо недавнего времени телевизор оставалс€ досадным исключением. –азработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличи€ стереозвука. Ћишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. — начала 80-х годов в японии и √ермании начинают вести регул€рное телевещание со стереозвуком.

  сожалению, телевизионное стерео вещание у нас в стране до сих пор находитс€ на зачаточном уровне. —амое в этом любопытное, что именно в ———– были проведены одни из первых опытов стереофонического телевидени€. Ѕыло это в 70-х годах, и выгл€дело следующим образом. Ќа ” ¬ в стерео режиме одновременно с телевизионной программой транслировалось еЄ звуковое сопровождение. ќбычно это были записи опер из большого театра. Ќо надо признать, всЄ это выгл€дело не слишком удобным, и уже по этой причине было малопригодно к массовому использованию.

¬ насто€щее врем€ в мире используютс€ две системы стереофонического телевидени€. ќни вполне совместимы с обычными телевизионными форматами.

Ёто - Ќемецкое стерео (A2) и Nicam.

ѕерва€ система проста до жути. —умма двух каналов передаетс€ как обычное звуковое сопровождение (т.е. с FM-модул€цией). Ќа дополнительной частоте передаетс€ сигнал правого канала.

B/G (поднесущие звука 5,5M√ц; 5,742M√ц) D/K (поднесущие звука 6,5M√ц; 6,258M√ц)

“аким образом, монофонический телеприЄмник воспримет передачу как обычную (моно), а стереофонический вычтет из суммы правый канал и получит левый. ” метода, конечно, есть изъ€ны. Ќедостаточно широкий диапазон звуковых частот (40-15000 Hz вместо хот€ бы 40-20000) и высокий уровень шума (-50 dB вместо хот€ бы 70)и искажений. ” нас же он не идЄт совсем не по этой причине. ѕросто дл€ еЄ осуществлени€ требуетс€ на телевизионной станции устанавливать дополнительный передатчик дл€ правого канала.  азалось бы, еЄ легко можно осуществить в кабельных сет€х, но там мешает другое. Ќаличие дополнительной несущей звука ввиду интермодул€ционных искажений осложн€ет вещание в смежных телевизионных каналах, зашумл€ет соседний, требует другого взаимного расположени€ каналов в эфире.

’от€, надо отметить, что в небольших сет€х стандарт A2 успешно примен€етс€ (например, дл€ ретрансл€ции телевизионных стерео программ со спутника).

Ќо, в 1986 году специалистами английской телерадиокорпорации ¬¬— была разработана цифрова€ система телевизионного стерео вещани€ NICAM, существенно более качественна€, чем аналоговые системы. ѕервоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе “¬ улучшенного качества D2-MAC. Ќо затем, в 90-е годы, NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидени€.

—истема Nicam сложнее уже тем, что цифрова€. ¬есь поток данных (два канала аудио и служебные данные) при этом компрессирован в 728 кбит/с. Ёто хоть и цифра, но даже далеко не компакт-диск. »значально 14 бит вместо 16, частота дискретизации 32 вместо 44,1 kHz. ¬ итоге полоса звуковых частот 30-15000 Hz. ’от€ это лучше, чем у ј2. ƒа и дополнительного передатчика не требуетс€, т.к. звуковой сигнал передаетс€ в составе видеосигнала на частоте поднесущей 5,85 ћ√ц. ќднако все телевизионные центры придетс€ оснастить аппаратурой кодировани€ Nicam, что в услови€х нашей страны пока несколько накладно.

’отелось бы отметить, что не все стерео телевизоры имеют встроенные декодеры дл€ воспроизведени€ стереозвука в стандартах A2 и Nicam.

Ќар€ду с ?насто€щим? стерео существуют системы ?псевдостерео?, преобразующие одноканальный монозвук в два канала, со звучанием, имитирующим пространственный стереозвук.

—истемы многоканального звука

ƒальнейшее развитие системы звука в телевидении получают при реализации идеи ?домашнего кинотеатра?. ¬ результате развити€ усовершенствованных систем телевидени€ и телевидени€ высокой четкости было достигнуто значительное улучшение качества телевизионного изображени€.  артинка на экране телевизора по качеству вплотную приблизилась к картинке на киноэкране. Ћишь звук, даже стерео, не создавал атмосферы кинотеатра. ƒело в том, что в кинотеатрах развитых стран уже давно стандартом стал многоканальный звук. ѕервые многоканальные звуковые системы дл€ кино были разработаны в начале 50-х годов. ”же в те времена ?киношное стерео? использовало как минимум четыре канала: левый, средний и правый, расположенные за киноэкраном, а также канал эффектов, звучащий за спинами кинозрителей.  анал эффектов служил дл€ создани€ фоновых звуков, например отдаленных шумов, раскатов грома и так далее. ¬ насто€щее врем€ существуют различные системы записи звука дл€ кинофильмов, число каналов в которых варьируетс€ от четырех и более. —амое широкое распространение получила система Dolby Stereo.

Dolby Stereo

¬ середине семидес€тых годов фирма Dolby Laboratories (—Ўј), известна€ своими изобретени€ми в области звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo. Ёта система позвол€ет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке. ¬ кинотеатре двухдорожечный сигнал считываетс€ с пленки и с помощью декодера преобразовываетс€ обратно в четыре канала. Ѕез декодера звук воспроизводитс€ как при обычном стерео. ¬ насто€щее врем€ по этой технологии озвучиваетс€ большинство художественных кинофильмов. јппаратурой Dolby Stereo оборудовано более 17500 кинотеатров мира.

Dolby Surround

¬озникла иде€ применить разработки многоканальных звуковых систем дл€ кинотеатров и дл€ просмотра видеопрограмм дома, с телевизора. ‘ирмой Dolby Laboratories в начале 80-х годов была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) дл€ домашнего видео, котора€ при помощи декодера Dolby Surround позвол€ет из закодированного двухканального сигнала выдел€ть три звуковых канала: левый, правый и тыловой. ѕри отсутствии декодера воспроизводитс€ обычный двухканальный стереозвук. —ледующим шагом в развитии многоканального звука дл€ систем ?домашнего кинотеатра? стало по€вление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выдел€ющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. ƒекодеры DSS и DPL продаютс€ как по отдельности, так и встроенными в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы.

Ќа входе кодера Dolby Surround присутствуют сигналы четырех каналов ? L (Left), C (Central), R (Right) и S (Surround), а на выходах - два канала Lt (left-total) и Rt (right-total). —лово "total" (общий) означает, что каналы содержат не только "свой" сигнал (левый и правый), но и кодированные сигналы других каналов - C и S.

—игналы каналов L и R передаютс€ на выходы Lt и Rt без каких-либо изменений. —игнал канала — делитс€ поровну и складываетс€ с сигналами каналов Lt и Rt. ѕредварительно сигнал — ослабл€етс€ на 3 дЅ (чтобы сохранить неизменной акустическую мощность сигнала после сложени€ его "половинок" в матрице декодера). —игнал канала S также ослабл€етс€ на 3 дЅ, но, кроме того, перед сложением с сигналами Lt и Rt он подвергаетс€ следующим преобразовани€м:

?

ѕолоса частот ограничиваетс€ полосовым фильтром (BPF) от 100 √ц до 7 к√ц

?

—игнал обрабатываетс€ шумоподавителем - процессором Dolby B-type Noise Reduction

?

—игнал S сдвигаетс€ по фазе на +90 и -90 градусов, таким образом, составл€ющие сигнала S, предназначенные дл€ сложени€ с Lt и Rt, оказываютс€ в противофазе друг с другом.

—овершенно €сно, что сигналы L и R не вли€ют друг на друга, они совершенно независимы. Ќа первый взгл€д не столь очевидно, но факт - между сигналами C и S разв€зка теоретически также идеальна€. ƒействительно: в декодере сигнал S получаетс€ как разность сигналов Lt и Rt. Ќо в этих сигналах присутствуют совершенно одинаковые компоненты сигнала —, которые при вычитании взаимно компенсируютс€. Ќапротив, сигнал C выдел€етс€ декодером, как сумма Lt и Rt. “ак как компоненты сигнала S, присутствующие в этих сигналах, наход€тс€ в противофазе, при сложении они также взаимно компенсируютс€.

“акое кодирование позвол€ет передать сигналы S и C с высокой степенью разв€зки при одном условии: если амплитудные и фазовые характеристики физических каналов, по которым передаютс€ сигналы Lt и Rt, абсолютно идентичны. ≈сли имеетс€ некоторый дисбаланс между каналами, разв€зка уменьшаетс€. Ќапример, если компоненты сигнала — в каналах Rt и Lt из-за разных характеристик каналов передачи окажутс€ неодинаковыми, произойдет нежелательное проникновение (crosstalk) части сигнала — в канал S.

THX

ќдной из причин создани€ стандарта “Ќ’ €вилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создател€ знаменитых ?«вездных войн?, ƒжорджа Ћукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby. ¬ результате продолжительных исследований сотрудниками Lucasfilm Ltd. был создан новый стандарт звуковоспроизведени€. –аботы проводились под руководством главного инженера фирмы “ома ’олмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman''''s eXperiment (эксперимент “ома ’олмана) или, сокращенно, “Ќ’. Ётот формат определил новую концепцию пространственного звучани€, наиболее естественную и максимально приспособленную к услови€м домашнего видеопросмотра. »спользу€ результаты декодировани€ процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, “Ќ’ дополнительно раздел€ет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических - левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера - громкоговорител€ специально предназначенного дл€ воспроизведени€ мощных низкочастотных звуков). ќдновременно достигаетс€ улучшение воспроизведени€ низких частот (20-80 √ц), коррекци€ звука фронтальных каналов, адаптирующа€ звуковое сопровождение к услови€м прослушивани€ с близкого рассто€ни€ (в обычной комнате). “акже используетс€ корректирующа€ схема дл€ сохранени€ спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорител€м. ƒальнейшим развитием THX €вилось по€вление более совершенного стандарта - THX Ultra. —ледует отметить, что существуют и другие, более простые чем “Ќ’, системы развивающие идею Dolby Pro-Logic. Ќапример, така€ как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразу€ их в псевдостерео.

AC-3

—истемы DSS и DPL €вл€ютс€ аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным €вилось по€вление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding - 3). ¬первые она была применена в 1992 году, в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 года ее начали использовать дл€ звукового сопровождени€ непосредственного теле- и радиовещани€ со спутников. —истема ј—-3 позвол€ет получать на выходе шесть каналов звука. »з них п€ть полнодиапазонных (30-20000 √ц): три фронтальных - левый, центральный, правый и два тыловых, а так же низкочастотный (20-120 √ц) канал сабвуфера. —истема ј—-3, по мнению экспертов, считаетс€ на сегодн€шний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучани€. ќна прин€та в качестве звукового стандарта дл€ лазерных видеодисков формата DVD.

MPEG Multichannel

MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio так же как и предыдущий стандарт примен€етс€ дл€ записи звука на DVD видеодиски. —оздан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидени€ MPEG-2. AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. ’от€ некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных.

DTS

DTS (Digital Theater System) - шестиканальна€ цифрова€ система записи звукового сопровождени€ кинофильмов, широко распространенна€ в —Ўј. ¬ этом стандарте, например, записана звукова€ дорожка фильма ?ѕарк юрского периода?. —читаетс€, что эта система обеспечивает лучшее качество звука, чем ј—-3 из-за меньшего сжати€ исходной звуковой информации.

"


–азместил: sergey [08/03/2005]

 
· Ѕольше про „асто возникающие вопросы
· Ќовость от sergey


—ама€ читаема€ стать€: „асто возникающие вопросы:
ѕротокол DiseqC


—редн€€ оценка: 2.33
ќтветов: 3


ѕожалуйста, проголосуйте за эту статью:

ќтлично
ќчень хорошо
’орошо
Ќормально
ѕлохо



 Ќапечатать текущую страницу Ќапечатать текущую страницу


· √лавна€
· ¬итрина
· ƒобавить статью
· ƒќ— ј ќЅЏя¬Ћ≈Ќ»…
·  онтакт
· ѕоиск по сайту
· —татьи

33 гостей и 0 пользователей.

¬ы јнонимный пользователь. ¬ы можете зарегистрироватьс€, нажав здесь.




Ћогин

ѕароль

Ќе зарегистрировались? ¬ы можете сделать это, нажав здесь.  огда ¬ы зарегистрируетесь, ¬ы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

Ј √лавна€
Ј ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ ƒЋя ѕ–»®ћј —ѕ”“Ќ» ќ¬ќ√ќ и Ё‘»–Ќќ√ќ “¬




www.onliner.by www.kufar.by www.tut.by 
Ѕелорусский портал, Ќовости Ѕеларуси и мира, 
статьи, комментарии, почта, каталоги, форум
финансы, афиша, работа www.av.by www.yandex.by
„астное торговое унитарное предпри€тие Ѕ≈Ћ—ј“плюс. —видетельство о регистрации є 190991566.
¬ыдано ћ√» , дата выдачи 19.03.2008 г.    ”Ќѕ 190991566.    —ведени€ о розничном торговом объекте включены в “орговый реестр –еспублики Ѕеларусь.
јдрес: ћинск, ул.  озлова, д.3, оф.3.    √ор. тлф./факс   +375 (17) 35-49-777.    A1   +375 (44) 5-8888-77.    Ћайф   +375 (25) 7-88888-7.    ћ“—   +375 (29) 752-44-78.
Copyright (b-b)© 2005 by (b-b)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
ќткрытие страницы: 0.19 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com